В Сергиевом Посаде прошел фестиваль этнической музыки

Культура и спорт
Денис Трудников / Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]

В этнопарке «Кочевник» в эти выходные отшумел фестиваль малых народов России «Поющая стрела». Корреспондент «Подмосковье сегодня» прогулялся между шатрами и юртами и начал кое-что понимать в тонкостях плясок с бубном.

Тетива и глобализация

Предание о поющей стреле есть у монголов, у русских она в прежние времена тоже часто фигурировала в обрядах.

В век глобализации сохранить свою самобытность малым народам России непросто. И все же есть еще люди, которые пытаются сберечь культуру, образ жизни и легенды, дошедшие от пращуров.

– Мы уже третий год проводим фестиваль «Дыхание Севера», посвященный народам Севера и Сибири, – говорит создатель этнопарка «Кочевник» Алексей Ежелев. – Идея сделать фестиваль этнической музыки витала в воздухе давно. Это наша, так сказать, первая проба.

Еще Ежелев намерен провести «Ярмарку мастеровых». В Сергиевом Посаде и Абрамцеве живет много художников, гончаров, людей, занимающихся народными ремеслами.

– По моему ощущению, Сергиеву Посаду не хватает площадки, где можно познакомиться с разной культурой и бытом не только русских, но и других народов, проживающих в России, – под лай аляскинских маламутов рассуждает Алексей.


Арфы нет, возьмите бубен

Внимание гостей приковывают к себе солисты ансамбля «Кочевник», состоящего из чукчей, бурятов и русских. Несмотря на жару, певцы выходят на сцену в обшитых мехом национальных костюмах. Глядя на них, вспоминается фраза из фильма «В бой идут одни старики»: «Арфы нет, возьмите бубен». Судя по тому, как виртуозно орудуют бубнами, возникает ощущение, что и с арфой они управились бы не хуже.

– Если душа захочет петь – пойте с нами, – обращается к публике глава ансамбля. – Когда мы выступали на севере Китая, было очень приятно видеть, что более 5 тысяч человек повторяли движения за нашими артистами. Для них эскимосские танцы – медитация для оздоровления души.

Незамысловатые движения в такт музыке и горловое пение действительно вводят в некий транс. Но это не единственное их назначение.

– У прибрежных чукчей обязательно есть песни, посвященные добыче морского зверя, у кочевых – рождению оленей, – говорит один из артистов ансамбля, уроженец Чукотки Алексей Аляпак. – Каждому новорожденному человеку дается своя песня и второе имя, служащее оберегом.

Хотя основная профессия у Алексея совсем не творческая - он с 11 лет занимается танцами и без них себя уже не мыслит.


– На Чукотке в селах, отдаленных от городов, стараются поддерживать национальную культуру, передавать песни и танцы, там всегда можно встретить местный ансамбль, – говорит Аляпак. – Я очень люблю подобные фестивали, они помогают познакомиться с другими коллективами, этникой и фольклором разных народов.

Сразу после выступления Алексей умело наматывает на руку веревку и отправляется учить детей арканить оленя. Не настоящего, конечно же, а болванку из дерева. Однако по его движениям видно, что в этом вопросе он кое-что понимает. Позже выяснилось, что все солисты ансамбля «Кочевник» – дети охотников.

О красоте женской и конской

Звездой этнофестиваля стала Диана Босхомджиева из Калмыкии - финалистка телешоу «Новая звезда» и солистка государственного ансамбля «Тюльпан». Приехала Диана в национальном костюме и с песнями своего народа, специально заготовленными к фестивалю.

– Я ищу старинные записи бабушек, сижу, расшифровываю их, аранжирую и исполняю, – говорит Босхомджиева.

Если чукчи исполняли песни перед охотой на морского и пушного зверя, то народ Дианы в основном посвящал песни женщинам, красоте. Еще скотоводы калмыки воспевали лошадей всех мастей.

Не обошелся фестиваль без бабушек в русских народных костюмах с балалайками и дудками. Пели они о былом могуществе Руси и несчастной девичьей любви.

Поделиться