Машину на минуточку: как правильно пользоваться услугами каршеринга в МО

Экономика

В регионе набирает популярность сервис поминутной аренды автомобиля. Можно взять напрокат машину, находящуюся в шаговой доступности, по стоимости это получается даже выгоднее, чем регулярно пользоваться личным транспортом. Но есть и подводные камни. Чтобы помочь жителям разобраться с вопросами по услугам каршеринга и такси, Управление Роспотребнадзора по Московской области организовало «горячую линию».

ПО СВОИМ ПРАВИЛАМ

Тематические консультации по телефону, которые сотрудники ведомства проводят с 5 по 19 ноября, оказались очень востребованными. Это неудивительно: каршеринг относительно новый сервис, жители области с тонкостями пользования такими услугами еще не очень хорошо знакомы.

По словам сотрудников подмосковного Управления Роспотребнадзора, чаще всего поступают обращения, касающиеся спорных случаев. Загвоздка в том, что при регистрации для пользования сервисом необходимо привязать банковскую карту, с которой деньги снимаются автоматически. При несправедливом, на взгляд клиента, списании приходится доказывать невиновность.

– Спорные моменты могут возникнуть в самых разных ситуациях, – отмечает исполняющий обязанности начальника отдела защиты прав потребителей управления Эльдар Саматов. – Чаще всего происходит примерно так: человек взял напрокат автомобиль, на котором была царапина, оставшаяся от предыдущего водителя. Но поскольку повреждение в компании, оказывающей услугу, заметили не сразу, возмещение требуют с невиновного арендатора.

Самое главное – внимательно читать договор, советуют в ведомстве. Ведь это далеко не типовая бумага, у каждого оператора могут быть свои правила. Многие арендаторы пренебрегают этим и в итоге сталкиваются с неприятными сюрпризами: размеры штрафов в редких случаях могут достигать нескольких сотен тысяч рублей. К примеру, по условиям некоторых операторов нельзя пользоваться каршерингом в коммерческих целях, за пятна и грязь в салоне автомобиля тоже может последовать наказание.

Телефоны «горячей линии» по услугам каршеринга и такси: 8 (800) 511-58-98, 8 (498) 684-48-03.

ЛАЙФХАК ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Каршеринг уверенно завоевывает регион. При непродолжительных и не очень частых поездках такой вид услуг может оказаться очень выгодным. Ты платишь только за использованные минуты, не задумываясь о том, сколько стоят бензин, страховка и т.д.

Если пару лет назад в области господствовали крупные столичные операторы, то сегодня начинают появляться местные компании, предоставляющие услуги по сдаче автомобилей в краткосрочную аренду. В сентябре в Егорьевске заработал сервис «Беримобиль». По словам руководителя Андрея Мазура, за два месяца в нем зарегистрировалось около 700 человек.

– У нас от двух до семи новых клиентов в день, – отмечает предприниматель. – Конечно, кто-то еще колеблется, не зная, чего ждать от такого сервиса. Но при грамотном использовании он очень удобен.

Каршеринг – для ответственных и внимательных водителей. Практически все компании предлагают сфотографировать автомобиль до и после поездки, и лучше этим не пренебрегать. При отсутствии такого функционала снимки можно сделать на личный смартфон. Примерно через неделю, если ничего не «прилетит», их можно удалить.

– Есть еще один лайфхак для тех, кто не хочет рисковать личным бюджетом: привязать к сервису не основную карту, а запасную, с необходимой для аренды суммой, – советует руководитель компании ZvezdaCar Виктор Сыроватка, более полугода назад организовавший первый подмосковный каршеринг в Наро-Фоминском городском округе. – Это защитит клиента от ошибочных списаний. Если человек виноват, ущерб с него взыщут в любом случае, а так будет время разобраться.

Слово «каршеринг» является производным от car (автомобиль) и sharing (совместное пользование).

ОШИБЛИСЬ НОЛИКОМ

Предприниматель не отрицает: казусы могут произойти даже по невнимательности сотрудников сервиса. В этом случае деньги пользователю обычно оперативно возвращают.

– По договору мы имеем право в безакцептном порядке (без согласования. – Прим. ред.) списывать деньги, – рассказывает Виктор. – Оператор, обрабатывающий информацию по штрафам, случайно введет один ноль, и вместо 2,5 тыс. с карты спишутся 25 тыс. У нас была такая ситуация: чтобы не подвести клиента, мне пришлось отправлять сумму со своей личной карты. Ведь если бы мы сделали обычный возврат, деньги могли прийти только через три дня.

Серьезные разбирательства происходят в случаях, когда нужно установить автора повреждений. Приходится обзванивать клиентов, выяснять детали поездки. Но истинных виновников обычно найти довольно просто: они блокируют карты и с представителями каршеринга общаются агрессивно.

Также эксперты советуют ответственно подходить к выбору тарифа аренды. Есть варианты со страховкой, ограничивающие ответственность водителя: в случае аварии ему придется покрыть 15% ущерба. Правда, минута пользования сервисом обойдется на пару рублей дороже. При выборе более дешевых тарифов размер возмещения может достигать 50 тыс. руб.

Машину «общего пользования» лучше брать напрокат в дневное время, когда проще осмотреть ее и выявить все дефекты на кузове и в салоне. В этом случае шансов избежать финансовых претензий гораздо больше.

Эльдар Саматов, и.о. начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Московской области:

– Советуем потребителям при возникновении проблем обращаться в Роспотребнадзор. Особых познаний, чтобы написать обращение, не требуется. Главное – изложить суть вопроса. Даже если понадобится судебная защита, наши специалисты могут оказать помощь в составлении претензий и исковых заявлений.

Без страховки – 7–8 руб./мин.

Со страховкой – от 9 руб./мин.