Заверните мне форварда: как производят гжельские сувениры для любителей футбола

Экономика
Иван Водопьянов

Фото: [Иван Водопьянов]

Пока в Россию прибывают команды из разных стран, подмосковные предприятия не остаются в стороне, презентуя футбольные коллекции. Так, Гжельский фарфоровый завод, помимо привычной посуды, делает тематические сувениры: различные магниты, скульптуры спортсменов. Наши корреспонденты побывали на производстве и узнали, как появляется на свет эта продукция, пользуется ли она спросом и что превращает краску из черной в синюю.

СПОРТ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Гжель – один из самых узнаваемых в стране народных промыслов. В Раменском районе находится крупнейшее предприятие, где рождаются бело-синие сервизы, вазы и настенные панно – «Гжельский фарфоровый завод». Также здесь выпускают тематические коллекции, одна из которых посвящена футболу: любителей этого вида спорта наверняка заинтересуют искусно расписанные скульптуры форвардов, а также фарфоровые магниты на холодильник в виде бутс и ворот. Предприятие давно и тесно сотрудничает с Российским футбольным союзом.

– Для человека, создающего скульптуры, спорт – это неиссякаемый источник вдохновения. Фигурки форвардов, которые мы делаем, изготавливаются по лицензии Российского футбольного союза. Во время чемпионата мира они пользуются особенным спросом. Но все мы знаем, что чемпионаты приходят и уходят, а футбол остается с нами всегда, – отмечает главный художник завода Сергей Симонов.

По словам менеджера по рекламе Ольги Кустаревой, больше всего фарфоровых футболистов продает флагманский магазин на Пятницкой улице в Москве – сувенирную продукцию активно разбирают болельщики и туристы.

Сегодня Гжельский завод – современное, модернизированное предприятие, где в год делают более 400 тыс. единиц продукции. Гордость производства – литейная французская машина, которая и обеспечивает столь серьезные объемы.

ТЕПЛО РУК

На предприятии трудятся более 150 человек, из которых 65 – художники и живописцы. Они по праву считаются здесь самыми важными людьми, ведь именно благодаря им изделия обретают неповторимый вид.

– Основа изделий – шликер. Это жидкая фарфоровая масса, куда входит много компонентов, – рассказывает Ольга Кустарева. – Раньше мы закупали сырье в Украине и Германии. Сегодня работаем преимущественно с отечественными поставщиками.

Шликер заливается в форму, через определенный срок – чем изделие крупнее, тем больше требуется времени, она разбирается, а предмет отправляется в сушилку. После этого его ждет первый обжиг в печи. Все мелкие детали приклеиваются вручную.

– Мы работаем в промышленных объемах, поэтому используем литейную машину, – продолжает Ольга Кустарева. – Но на ней отливаются лишь формы. Все остальное – глазуровка изделия, роспись, проверка на качество – ручной труд. Процесс нельзя механизировать, потому что машина не сможет нанести мазок кистью так, как это сделает человек.

Сергей Симонов, главный художник АО «Гжельский фарфоровый завод»:

– Каждое изделие уникально, ведь художник не может рисовать, как машина. Такой подход характерен для всех народных промыслов. Мы до сих пор работаем по технологиям 19 века. Конечно, можно использовать полимерные материалы и 3D-принтеры, но это лишает производство рукотворного труда. Народный художественный промысел предусматривает чистоту стиля. Главные на предприятии – художники и живописцы, потому что от них зависит окончательный вид изделия.

МЕТАМОРФОЗЫ С ЦВЕТОМ

После того как изделие побывало в печи, оно попадает на стол к живописцу, который наносит эскиз, придуманный художником. Именно здесь происходит все самое интересное: на сервизах появляются пейзажи, на вазах – затейливые узоры, а статуэтки форвардов обретают лица.

– Каждый пишет по-своему, поэтому лица у всех выходят разные, – поясняет Ольга Кустарева. – Зачастую и цветовая гамма отличается.

Изначально гжельские изделия розово-черные, а не бело-синие, как все привыкли. Дело в том, что сначала предмет проходит контроль: изделие опускается в специальный раствор розового цвета – фуксин. Благодаря своему составу вещество проявляет все дефекты, например трещины. То есть процесс позволяет заранее оценить качество продукта. Далее наносится краска черного цвета – кобальт.

– Кобальт – это оксид железа, – объясняет Сергей Симонов. – Мы обжигаем изделие при температуре 1340 градусов. Если она будет хотя бы немного выше, то кобальт станет металлического цвета. За счет того, что мы «не добираем» температуру, он дает всем знакомый красивый синий оттенок.

Потом изделие окунают в глазурь – «жидкое стекло», и оно снова отправляется в печь. За счет высокой температуры глазурь становится прозрачной, тогда-то и проявляется синяя краска. Кроме того, есть надглазурный вид росписи: изделие проходит два обжига, затем наносятся цветные рисунки. Для этого процесса существует «золотой» цех, где работают 10 человек.

– Такое название он получил благодаря использованию золотой краски, писать которой сложнее, чем кобальтом, – рассказывает Ольга Кустарева. – Это очень тонкая, филигранная работа, ведь краска наносится в несколько слоев.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОМЫСЕЛ

Предприятие активно работает на экспорт, сотрудничая со странами ближнего зарубежья, Европой и даже Америкой. При этом гжельская керамика популярна не только среди иностранцев, но и среди наших соотечественников. Возраст покупателей самый разный.

– Считается, что покупка такого изделия – это прерогатива людей более старшего поколения, но это не совсем так, – говорит Ольга Кустарева. – В последнее время наше предприятие плотно сотрудничает с современными дизайнерами, такими как Ева Бергман, Диана Балашова, Сергей Сысоев. Благодаря им рождается новый взгляд на гжель.

Большим спросом у молодежи пользуются настенные панно и всевозможные предметы интерьера: подсвечники, светильники, вазы. Люди постарше, как правило, приобретают посуду. Средний чек покупки – 1,5–2 тыс. руб., однако стоит учитывать, что цены сильно разнятся. К примеру, есть эксклюзивные сервизы, которые стоят по 300 тыс. руб. В то же время чайную пару вполне можно купить и за 600 руб.

Денис Буцаев, заместитель председателя правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Московской области:

– В 2017 году социально ориентированному бизнесу в Подмосковье была выдана 61 субсидия на 60 млн руб. Мы всегда стараемся поддерживать подобные проекты, потому что развивать их – большой труд. Если говорить о Гжельском фарфоровом заводе, то в рамках программы развития малого и среднего бизнеса это предприятие в прошлом году получило частичную компенсацию на покупку оборудования – регион возместил 50% стоимости. Сумма составила более 1 млн руб.

ПРОБЛЕМА КОНТРАФАКТА

На Гжельском заводе каждое изделие получает специальный штамп, на котором написано «Гжель № 1, 1818 год» (именно в этом году было основано предприятие). Стоит отметить, что проблема контрафакта для художественных промыслов сегодня остается актуальной. Особенно остро вопрос стоял в 90-е годы: после упразднения советского объединения «Гжель» возникло множество отдельных производств, предприимчивые граждане стали обжигать и разрисовывать изделия прямо у себя дома. Местом сбыта были близлежащие трассы.

– «Надомники» раньше выпускали товар в огромных объемах, – говорит Ольга Кустарева. – Сейчас их значительно меньше. На мой взгляд, бороться с контрафактом можно только с помощью высокого качества выпускаемой продукции, именно такого принципа мы и придерживаемся.

СПРАВКА

Модернизация на Гжельском фарфоровом заводе началась в 2000 году. В последующие несколько лет объем выпуска продукции увеличился более чем в пять раз. Сейчас в ассортименте предприятия более 700 наименований фарфоровых изделий, 70% из них являются «предметами признанного художественного достоинства», выпускаемыми под маркой «Гжель 1818». Технологический процесс производства совершенствуется, но сама роспись, как и 200 лет назад, наносится мастерами вручную.

КСТАТИ

Гжельский фарфоровый завод получает поддержку не только на федеральном уровне от Минпромторга РФ, но и на региональном: министерство инвестиций и инноваций Московской области выделяет субсидии на техническое перевоору