Александр Фатеев: «Желание делать жизнь красивее было у меня всегда»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Мастер по ремонту обуви Александр Фатеев в течение нескольких лет превратил место своей работы в сказочный уголок, ставший настоящим украшением города Долгопрудного. Вокруг мастерской сапожника появились металлические скульптуры волшебников и героев мультфильмов, инопланетяне, аисты, деревянные животные и каменные изваяния, а также клумбы, декоративные деревья из металла, бетонные грибы и причудливые фонари. О том, как воплощаются в жизнь задумки скульптора-сапожника, и какие проблемы встают перед ним на этом поприще Александр Фатеев расскажет в интервью.

- Помогает ли такое необычное украшение мастерской по ремонту обуви привлечь больше клиентов?

- Наоборот, скорее отпугивает. Люди думают: «ой, здесь, наверное, большие деньги берут» и ищут мастерскую более привычного вида. Сейчас мастерских по ремонту обуви в нашем городе стало много, хотя качество услуг не везде на должном уровне. Часто приносят переделывать то, что уже пытались чинить в другом месте. Я работаю уже много лет, мои клиенты знают меня давно, поэтому я особо не стремлюсь привлекать новых. Ко мне и из других стран привозят чинить обувь. Кто-то, например, уехал заграницу, а мама или родственники остались здесь.

Они привозят обувь в Долгопрудный и ремонтируют здесь, потому что у них цены, как правило, в разы больше. Самое лучшее время для сапожников было в конце девяностых, когда у людей не было денег на покупку новой обуви. Тогда все старались свои старые башмаки нести в ремонт. Я чиню обувь в Долгопрудном с 1981 года, учился еще у старых мастеров прямо в процессе работы. Интересно, что у каждого старого мастера был свой метод, они часто спорили между собой о том, что и как делать. Я в спорах не участвовал, а только мотал себе на ус, запоминал самое интересное. Что-то я додумывал уже своей головой и так довольно быстро освоил сапожное мастерство. Меня скоро поставили на самостоятельную работу, на срочный ремонт, когда приходит человек и прямо с ноги снимает обувь.

- Как появляются на свет все эти сказочные персонажи?

- Сначала я собираю разные ржавые железки и прихожу с ними на пункт приема металла. Там я обмениваю собранное на куски новых труб и на другой хороший материал. Мне идут навстречу, потому что знают, для чего мне это все нужно. Хозяина этой приемки я привозил сюда и показывал свои скульптуры, так что он видел все своими глазами. Затем я практически вручную обрабатываю металл. Пилю, к примеру, болгаркой, чтобы сделать нос персонажу. Из обыкновенного железного пятачка нарезаю каждый пальчик и привариваю к ладони. Размер руки обвожу по своей собственной ладони и тоже вырезаю. Кроме металла у меня используются и другие материалы. Например, у всех персонажей есть стеклянные глаза. Ими служат прозрачные шарики от баллончиков с краской. Какие-то детали отдаю токарю на обработку. Так, тельце у собаки и кошки - это не труба, а целиковые металлические болванки, которые отточил токарь. Примерно так появились на свет Жужа, Маха и многие другие.

- Приходиться ли защищать ваши скульптуры от вандалов?

- Да, вандализм – это серьезная проблема. В мое отсутствие какие-то граждане разгибали до земли стебли железных декоративных цветов и деревьев, а один раз даже не поленились залезть на крышу палатки и разворотить аиста. Согнуть-то его можно буквально за секунду, а исправлять потом очень трудно. Я целые сутки провел на крыше на ветру: переделывал, разгибал и перекрашивал моего аиста.

Приходится учитывать все это при монтаже моих скульптур. Например, фигуры железных персонажей не просто стоят на земле, они серьезно укреплены, иначе их бы уже давно унесли или роняли бы каждый день. Прежде чем устанавливать каждого из них, я выкапывал яму глубиной метр-полтора, брал арматуру большого диаметра, потом приваривал и все это бетонировал. Так что они приделаны намертво, их даже раскачать нельзя. Они тут стоять будут века – если и захочешь, не уберешь. Избушка Бабы Яги тоже прочно стоит на своих ногах. Эту избушку я специально сделал так, чтобы в нее малыши только могли залезть, а дверку сделал так, чтобы родители могли ребенка поставить.

Однако нет ничего невозможного: все равно в нее залезают взрослые, даже умудрялись залезать и здоровенные мужики! Поэтому изнутри избушка вся изрисована надписями и граффити, а чеканку, отделанную эмалью, отдирали уже множество раз, и постоянно жгли окурками. Еще я стараюсь не афишировать последнее время, где у меня рыба плавает, потому что если ребятишки увидят, то они придут, когда меня нет, и начнут ее ловить. А уж от идеи выкладывать ракушки и камешки вокруг фонтана пришлось отказаться вовсе. Все-таки хочу сказать, что в последнее время стало гораздо меньше случаев порчи, чем раньше.

- А какая еще живность обитает у вас возле мастерской?

- В скворечниках живут птицы. Они прилетят примерно к первому апреля, правда, ненадолго. Я заметил, что они здесь месяц всего живут «от яйца до птенца», а потом улетают. Кстати, птички всегда выбирают скворечник понаряднее. В одной из клумб живет клопик-солдатик красного цвета. Летом этих жучков там море, но пока их не так много заметно, потому что земля еще не прогрелась. От клопиков-солдатиков пользы никакой нет, но и вреда тоже, так что они у меня целыми семьями живут.

Вообще здесь клумбы особенно красивы летом, когда распускаются цветы. Одних пионов двадцать с лишним кустов. У меня растет виноград, который приносит хорошие съедобные ягоды. Когда дети тут играют, они лакомятся этим виноградом. Особенно ребята любят по валунам прыгать, я их сюда для них поставил. Это горный известняк, если присмотреться, можно увидеть на нем отпечатки ракушек и древних моллюсков.

- Как к вам попали эти валуны?

- У нас в Долгопрудном есть камнеобрабатывающий завод – МКК. Кстати, раньше он имел всероссийское значение. Там обрабатывали камень для важных государственных заказов, в том числе камни для мавзолея. Вообще горный известняк из различных подмосковных карьеров был знаменит еще со времен Дмитрия Донского. Именно из подмосковного известняка князь велел построить первый белокаменный кремль в Москве. Я с детства еще помню, как по железной дороге гранитные глыбы и всевозможные валуны доставлялись сюда, а потом выбрасывались просто на землю.

Позже приезжал кран, поднимал эти глыбы и увозил на завод. Оставлять валуны прямо на земле не боялись, потому что никто физически не мог их поднять и утащить. Потом камни сгребали тракторами, но некоторые так и остались здесь лежать. Вот так у меня в распоряжении и оказались эти камни. Более того, неподалеку отсюда лежат в земле еще два валуна, которые я думаю как-то применить в будущем.

- То есть вы продолжите обустраивать территорию возле мастерской?

- Здесь рядом находится чья-то палатка, которая закрыта уже не один год. Если бы ее убрали, я бы поставил на ее месте скамейки. Это было бы очень удачное место. Скамейки у меня уже готовы, они сделаны из металлических свай, которыми крепят берега или используют при строительстве метро. Толщина каждой сваи двадцать миллиметров, то есть это почти броня – вандалы могут хоть головой об нее биться. Одна скамейка у меня полтора метра длиной, а другая – метр двадцать. Также у меня в подсобке сейчас лежит шарообразный кислородный баллон, который в будущем станет частью новой скульптуры. Кстати, такой формы баллон довольно редко сейчас можно увидеть. Я его сейчас очищаю, можно сказать, что это практически готовая голова нового сказочного персонажа. Баллон тяжелый, стенка толстая, приварить можно все что хочешь – идеально подходит для моих скульптур.

Самое последнее, что я на сегодня сделал – это декоративное дерево с фонарями на крыше. Даже днем внутри каждого фонаря постоянно горит лампочка, которая плавно из одного цвета переходит в другой. Необыкновенно красиво это смотрится вечером. В качестве фонарей я использовал шарообразные прозрачные колбы из-под пива. В таких колбах держали пиво в одном ресторане в Долгопрудном, причем оно там находилось под давлением. Колбы все равно выбрасывали, и я попросил себе семь штук. Давление в колбах оставалось, даже и тогда, когда их опустошили, поэтому прежде чем монтировать, я сверлил дырку в каждой, чтобы выпустить давление. Когда я решил на станке, на котором чиню обувь, обработать одну из колб, мне пластмассовая пробка ударила прямо в лицо, так что даже швы накладывали. В общем, довольно опасно с ними было работать.

- Какие соображения подвигают вас к такому творчеству?

- Да вот они – все мои соображения тут стоят. Радостно, когда дети бегают, когда местные водят сюда своих знакомых и друзей и показывают, как своеобразную городскую достопримечательность. Желание благоустроить, сделать жизнь красивее, именно, своими руками было у меня всегда. Предлагали мне и за деньги сделать что-нибудь подобное, но я всегда отказываюсь. В других местах нигде больше моих скульптур нет. Один только раз я сделал из металла герб Долгопрудного для школы, где работает моя сестра. Но это только для сестры и в виде исключения.

Поделиться