Андрей Колосов: «Хочу сделать городскую среду более яркой, гармоничной и жизнерадостной»

Герои Подмосковья
из личного архива Андрея Колосова

Фото: [из личного архива Андрея Колосова]

Современная городская среда ориентирована на функциональность, в ней порой мало места для художественной красоты. Неудивительно, что появляются люди, которые по своей инициативе и в силу своих талантов и возможностей стремятся украсить место, где они живут. Их принято называть уличными художниками. Одним из них является Андрей Колосов. Его увлечение давно переросло в серьезное дело. Сегодня в послужном списке реутовского художника персональные выставки в Москве и за рубежом, а также руководство детской студией. В своих работах Андрей Колосов гармонично сочетает старинные традиции и современное искусство. Сегодня он расскажет о себе и о разновидностях стрит-арта.

- Расскажите о вашем опыте творчества в направлении стрит-арт. В чем заключается главная идея этого вида искусства?

- Cтрит-арт в переводе с английского означает «уличное искусство». Это искусство, которое создается художником на улице современного города. Стрит-арт включает в себя самые разные области творческой деятельности. К нему относятся роспись стен, мозаика, скульптура, барельеф, инсталляции, театрализованные представления и многое другое. Приведу один пример. Одним из видов стрит-арта является ярнбомбинг. Ярнбомбинг – это уличное вязание, то есть обвязывание разноцветной пряжей элементов городской среды. Может быть, вам доводилось видеть где-нибудь деревья, которые кто-то как бы одел в яркой расцветки «свитера», чтобы они не замерзли. Это и есть ярнбомбинг. Уличная пряжа может быть также и на скамейках, перилах, фонарных столбах, в самых неожиданных местах. Кстати, возле входа в нашу художественную студию в Реутове ученики сделали ярнбомбинг деревьев. Области применения уличного искусства бывают самые разные. Достижениями и находками уличных художников часто пользуются при украшении парков и мест уличного отдыха. Если говорить о главной идее стрит-арта, то у каждого художника она своя. Моя генеральная идея заключается в том, чтобы сделать серую городскую среду более яркой, гармоничной и жизнерадостной.

- Есть ли разница между понятиями стрит-арт и граффити?

- Граффити – это надписи на стенах. Главное отличие уличного искусства от граффити заключается в том сообщении, которое заложено в основе надписи или рисунка. Если сформулировать сообщение граффити, то оно звучит так: «Меня зовут…» В уличном искусстве посыл зрителю другой: «Я хочу сказать, что…» По качеству исполнения, как граффити, так и уличное искусство могут быть и высокого и низкого уровня. Например, фраза «здесь был Вася», написанная мелом на стене дома является граффити. Замысловатые рисунки, которые вы видите на гаражах или заборах вдоль железнодорожного полотна, когда едите на электричке, тоже являются граффити. Эти стилизованные буквы означают либо имя - псевдоним автора граффити, либо название команды. Несмотря на то, что иногда такие граффити сделаны с очень большим мастерством, глубокого смысла в них не закладывается. Иногда такие граффити граничат с вандализмом. Вандализмом граффити становится тогда, когда оно уничтожает или портит ценности нашей культуры.

В последнее время большое внимание уделяется вопросу благоустройства города через создание настенных росписей. Художник раскрашивает объект уже не по своей инициативе, а за гонорар. Утверждаются эскизы, выделяются деньги. Кроме того, изображение предполагает идею, определенную тему. Как правило, эта тема связана с местом, где наносится роспись. Она должна гармонировать с окружающими объектами. Это творчество не просто украшает город, иногда оно становится местной достопримечательностью и привлекает туристов. Сегодня можно увидеть арт-фасады обычных жилых домов, расписанных на историческую тему или с изображением известных людей. Если использовать для создания арт-фасадов исторические фотографии, то может получиться настоящий музей под открытым небом.

- Как давно вы занимаетесь уличным искусством?

- Впервые я приобщился к уличному искусству в 2008 году. Это была мураль, то есть настенная живопись. Первый опыт был связан с оформлением школы № 4 в городе Реутов. Я совместно с еще одним художником расписывал фасад и первый этаж этой школы. Центральной композицией в нашей работе стала мураль под названием «Эволюция», где символически изображено, как благодаря знаниям дикарь превращается в «homo sapiens». Естественно, тема этой мурали связана с местом, где она расположена. Это очень наглядная и назидательная картина для школьников.

- Какие городские объекты вы оформляли? Какие заказы были самые неожиданные?

- В основном настенная живопись. Объекты на моем опыте были самые разные: стены жилых домов, трансформаторные будки, заборы, парадные, подвесные конструкции, бордюры. Объектом уличного искусства может стать практически все что угодно. В мае 2015 года общими усилиями учеников, преподавателей и друзей нашей студии «Цветные карандаши» была создана мозаика с изображениями птиц и цветов. Она была прикреплена к воздуховоду Троицкой церкви города Реутов. Таким образом, чисто инженерное сооружение при церкви стало украшением. Вообще заказчики у меня самые разные - как частные лица, так и государственные учреждения. Всегда неожиданно, когда слышишь от заказчика: «хочу завтра».

- Вы уже упоминали вашу художественную студию, расскажите о ней подробнее

- Художественная студия в Реутове появилась в 2008 году. Сегодня она называется «Цветные карандаши» и ориентирована на художественно-эстетическое обучение детей и подростков. Наша студия не является школой, поэтому занятия проходят в неформальной обстановке в коллективе единомышленников и друзей. Дети учатся художественному творчеству у преподавателей и друг у друга. Они изучают самые разные техники живописи и графики. Мы делаем акцент не на том, чтобы учить ребенка копировать образцы, а на том, чтобы показать ему все возможности красок и инструментов. Творчество должно приносить удовольствие. Именно поэтому учащимся ставятся посильные задачи, и никогда не оценивается степень соответствия ученической работы оригиналу. Мы ориентируемся на индивидуальный подход, поэтому группы у нас маленькие, до восьми человек. В нашей студии несколько отдельных кружков. Есть кружок гравюры на дереве и линолиуме, кружок «Реут», где дети учатся расписывать дерево в северном мезенском стиле, а также кружок по рисунку и акварели.

- Расскажите о вашей персональной выставке работ в стиле "поморской вязи" в Московском музее современного искусства

- В 2015 году прошел мой персональный проект «Carpе diem» в Московском музее современного искусства. Это был итог моей серии «Вязь», над которой я трудился с 2010 года. Искусствовед Дарья Камышникова, куратор этой выставки, точно указала на то, что в основе всех шрифтовых композиций лежит поморская вязь. Вязь – это особый декоративный вид письма, связывающий строку в один непрерывный орнамент в стиле арабесок. Особенность поморской вязи в том, что все буквы угловатые. Слова и фразы сделаны на латинском языке, а также на русском и на греческом. Поморская вязь - это искусствоведческий термин, обозначающий вид средневекового письма, который использовался при написании текстов, преимущественно церковных. Чаще всего она встречалась на русском севере в Поморье, отсюда и название. Однако в моих произведениях я не акцентировал на это центрального внимания. Смысл в том, что человек видит перед собой орнамент. При желании и интеллектуальной возможности зрителя он может стать загадкой, разгадав которую, открывается смысл изображённого. Цвет и композиция на изображении являются смыслом. Слово является итогом и входом в пространство мысли. Все остальные элементы - стены контекста.

- Как в целом вы относитесь к современному искусству?

- Современное искусство бывает очень разное. Универсальной формулы ответа на этот вопрос у меня нет. Скажу только что, если человек не разбирается в искусстве, то лучше всего обратиться к специалисту, чтобы отличить действительно художественное произведение от «кича».

- Где вы обучались живописи?

- Я учился монументальной живописи в ПСТГУ в Москве, а также брал классы у московского художника Сергея Некрасова.

- Кто для вас является примером для творческого подражания?

- Мне нравится Борис Пастернак и Редьярд Киплинг.

Поделиться