Ирина Белова: «Гуслицкая роспись была открыта заново»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Музыкальный областной колледж искусств и технологий в Егорьевске является единственным учебным заведением в Подмосковье, где студентам преподается местный традиционный орнамент – гуслицкая роспись. Об этом еще малоизвестном виде творчества и истории его возрождения в наши дни расскажет преподаватель колледжа Ирина Белова.

- Расскажите, что такое гуслицкая роспись? В чем ее особенности?

- Гуслицкая роспись – это особый вид орнамента, которым украшали тексты в старообрядческих певческих книгах. Эта роспись была характерна для района бывшей Гуслицкой волости. К волости раньше относились части нынешнего Егорьевского, Ногинского и некоторых других районов Московской области. Главными особенностями «гуслицы» являются тонкая штриховка и яркая цветовая гамма. Если посмотреть старообрядческие книги, то видно, что каждый художник старался придерживаться своей цветовой гаммы. Встречается как сине-зеленая гамма, так и чередование красного и синего. Последние два цвета считаются контрастными, но художники умели их уравновешивать, подбирая определенные их оттенки. Для «гуслицы» использовались краски на водной основе, близкие к акварели, отчего цветовые переходы получались плавными. Акриловые краски, используемые нами сейчас, конечно, жестче. Цветную штриховку, которая моделировала объем, художники выполняли перьями.

Рисунок гуслицкой росписи представляет собой растительный орнамент. Каждый художник имел свой почерк, использовались разные формы цветков и завитков. У одного мастера были мелкие завиточки, более изящные, а у другого - крупные. Заглавная буква текста всегда сильно орнаментировалась, так что даже не сразу определишь, что это за буква. Также орнамент рисовали на титульном листе книги, на полях, а в конце текста ставились так называемые «концовочки». Роспись часто украшали птицами. Птички изображались в разных позах: где-то головку повернула, где-то крылышки расправила, где-то в клюве что-то держит, где-то песню поет. Интересно, что в книгах северной поморской традиции есть своя штриховка, родственная гуслицкой. В ней есть отличия, обусловленные другим климатом. Птички там - чайки, что не характерно для Подмосковья, а ягоды – морошка. Цветовая гамма поморской росписи более сдержанная, как и сама северная природа.

- Как удавалось сохранять традицию гуслицкой росписи?

- Как известно, старообрядцы были в истории гонимы. Еще с шестнадцатого века в России использовались станки для печатания книг, но старообрядцы и в семнадцатом веке печатать не могли, им запрещали. Чтобы сохранить свою культуру, и тем более церковную культуру, они долгое время были вынуждены переписывать книги вручную. Это продолжалось вплоть до начала двадцатого века. После у них стали появляться свои типографии. Поэтому в Гуслицкой волости образовался уникальный книжный промысел. Здесь жило и работало множество художников, которые занимались украшением книг. Такие рукописные книги, естественно, стоили дорого. Рисовали орнамент одни люди, а писали сам текст - другие. Я видела в старообрядческом храме в деревне Шувое Егорьевского района прориси, то есть кальки с маленькими дырочками, через которые наносился этот орнамент. Они были заготовлены у мастера для скорости работы, чтобы не рисовать заново каждый орнамент. В старообрядческих селах в Гуслице развивались и многие другие традиции и промыслы. Старообрядцы наших краев были людьми образованными, довольно зажиточными, поголовно грамотными. Держались своей общиной, что помогало преодолевать гонения и быть успешными даже и в этой ситуации. До сих пор еще остается много неизвестного из истории гуслицкого края.

- Где можно посмотреть книги, украшенные гуслицкой росписью?

- В нашем егорьевском музее. Кроме того, в музее есть интерактивная книга, в которой можно прослушать записи звучания текста песнопения, записанного особыми крюковыми знаками. Сегодня музей вносит свой вклад в дело возрождения местной росписи. В упоминавшейся уже деревне Шувое проводили провинциальный эксперимент: сотрудники музея занимались с жителями деревни, обучая их приемам росписи. В результате сделали блокнотики, записные книжки, оформленные по мотивам «гуслицы».

- Орнамент зародился именно в гуслицкой волости или имел какие-то прототипы?

- Считается, что зародился у нас. Однако есть и другие мнения на этот счет. Краевед Михайлов Сергей Сергеевич утверждает, что своими корнями «гуслица» уходит к ветковской росписи. Он считает, что орнамент принесли к нам переселенцы из западнорусских земель. В хранилище Троице-Сергиевой лавры есть книга, расписанная гуслицкой росписью. По датировке она может относиться и к дораскольным временам. Я утверждать здесь ничего не берусь. Лично я этим вопросом глубоко не занималась, потому что иначе нужно проводить целое исследование: ездить по музеям, просматривать какие-то хранилища и так далее. Мое дело, прежде всего, учительское. Главное для нас – учебный процесс.

- Расскажите, когда и почему вы стали обучать детей орнаментам на основе гуслицкой росписи?

- Много лет назад Наталья Николаевна Артемова, директор историко-художественного музея Егорьевска, где хранятся эти замечательные книги, принесла несколько фотографий и сказала: «посмотрите, может быть, вы можете что-нибудь сделать с этим орнаментом». Когда мы начинали заниматься росписью, у нас на руках не было книг, не было интернета. Было несколько черно-белых ксерокопий и несколько вот этих маленьких цветных фотографий. Сейчас уже появилось достаточно много информации и фотографий в интернете, а тогда про гуслицкую роспись вообще никто не знал. В те годы мы поехали в музей имени Андрея Рублева в Москву. Думали, что там-то мы найдем множество книг с этим орнаментом. Однако ожидания не оправдались. Мы нашли только чем-то родственные росписи со штриховкой, но цвета у них были совсем другие.

- Как давно это было?

- Это было это лет семнадцать назад, то есть в конце девяностых. В 1999 году открылся наш колледж. А прежде я работала в школе с углубленным изучением изобразительного искусства. У нас прямо в учебную программу было встроена живопись, рисунок наряду с обычными предметами. В этой школе мы первый раз попробовали рисовать «гуслицу» с детьми. Наш девятый класс сделал первые работы с гуслицким орнаментом, и их представили в историко-художественном музее Егорьевска. Была конференция, приехали музейные специалисты. Все были удивлены и воодушевлены, тогда гуслицкая роспись, по сути, была открыта заново. К нам приехал телеканал «Культура», они готовили фильм о русской росписи, и в том числе сняли небольшой сюжет о нас.

- Как вы выбирали предметы, на которых стали наносить роспись?

- У нас в школе была не такая большая база, и поэтому мы остановились на дереве. Поехали в Измайловский парк в Москву, купили заготовки и краски и стали работать. Это были различные шкатулки, сундучки, деревянные панно, часы, матрешки. Нам тогда советовали: «ищите какое-либо изделие, которое было характерно только для этой местности: какую-нибудь солонку, поставок, чашку. Вот тогда это станет визитной карточкой края». Пока такую вещь мы еще не нашли. Наша ученица Точилкина Анастасия не побоялась сделать роспись матрешек в гуслицком стиле. Получились настоящие красотки, они сейчас хранятся у нас в небольшой коллекции в колледже. Здесь в аудитории эта коллекция и находится. Это дипломные работы наших учеников. Когда я на них смотрю, всегда удивляюсь. Ведь их выполняли, по сути, дети, но результат очень впечатляющий.

- Проявляют ли ученики колледжа интерес к гуслицкой росписи?

- Гуслицкая роспись достаточно трудоемкая, она нравится тем, кто любит мелкую работу. Штриховка делается тонкой кистью. Некоторым ученикам Бог дает в руки талант, и они сразу же с первой работы штрихуют очень хорошо. Другим же приходится долго упражняться. Тем не менее, могу сказать, что у большинства студентов «глаза горят». У меня дочка, например, в свое время увлеклась «гуслицей» и очень быстро освоила ее. Сейчас она уже стала преподавателем в нашем колледже. Много ребят делали работы вместе с ней, и результат хороший. Кто-то после обучения начинает развивать дело. Я вижу, что некоторые наши студенты выкладывают свои работы в интернете. Изделия покупают, так что дело разрастается.

- Сколько нужно времени ученику, чтобы освоить стиль?

- Мы начинаем обучать ребят росписи на втором курсе. Полгода или чуть больше они осваивают приемы, а в конце семестра мы уже делаем первую работу. Чтобы сделать хорошие работы, необходимо совершенствоваться все три года обучения. Вначале все делается на эскизах, то есть рисунок разрабатывается на бумаге. Этап зарождения замысла самый сложный. Пока ты не сделаешь рисунок на бумаге, нельзя начинать роспись на дереве. Необходимо прежде определиться, какой будет тип росписи: орнамент в круге, ассиметричный орнамент или что-то другое. Дальше идет работа, которую все любят, а именно перенесение рисунка на изделие. Студенты не хотят повторяться. Они ставят перед собой высокую цель, сделать что-то такое, чего еще никто не делал. Стремятся в орнаменте как-то выразить свой замысел.

- Что для вас важнее, творчески развить гуслицкую роспись или приблизиться к старым образцам?

- Когда мы начинали, мы брали из старых книг орнаменты, выделяли какие-то основные элементы, чтобы из них в конечном итоге создать что-то свое. Но главное, на мой взгляд, сохранить стиль, чтобы не получалась «псевдогуслица». Надо учитывать, что авторами работ являются все-таки студенты, поэтому порой получается и «псевдо», но мы все равно выделяем те работы, которые ближе всего к настоящей гуслицкой росписи. Был у нас один студент, который рисовал все время что-то свое, как мы его не убеждали. Мы не так строго к этому отнеслись. Мы же не можем ему запретить рисовать, раз он чувствует стиль так. Сейчас тоже есть девочка, у которой получается что-то свое. Оно может быть не такое, как на образце и картинке, но зато самобытное. Важно, что в студентах проявляется творческое начало. Кто знает, во что это увлечение потом перерастет? Может быть, через какое-то время он или она начнет более глубоко изучать древние образцы, и перестроится. Это все приходит со временем, главное руки не отбить. Как говорится, дорогу осилит идущий.

Поделиться