Иван Хафизов: «Моя цель - сделать наличники модными»

Герои Подмосковья
из личного архива Ивана Хафизова

Фото: [из личного архива Ивана Хафизова]

Более сотни русских городов объездил с фотоаппаратом в руках житель подмосковной Лобни Иван Хафизов. Целью его экспедиций являются резные наличники на окнах. Его сайт, на котором Иван выкладывает свои находки, уже стал настоящей энциклопедией этого самобытного элемента русского деревянного зодчества. Наш герой в интервью уделит особое внимание типам и характерным особенностям наличников Подмосковья и расскажет, в каких городах Московской области самая красивая домовая резьба.

- Как пришла идея создать фотоколлекцию деревянных наличников?

- В 2007 году я был в командировке в городе Энгельс и стал фотографировать наличники на окнах домов, потому что других особенных достопримечательностей в городе не было. Потом я стал снимать наличники и в других городах. Сначала это было просто хобби, своеобразное коллекционирование, а уже когда число посещенных мной городов подошло к 20-25, я стал глубже изучать эту тему, стал читать литературу по деревянному зодчеству.

- Сколько городов вы уже исследовали на данный момент?

- Я посетил 119 городов и в каждом городе заснял в среднем около сотни наличников. Это может показаться много, но на самом деле этого слишком мало для понимания общей картины. В мае прошлого года на моем сайте появилась возможность выкладывать наличники для всех пользователей, так что дальнейший сбор фотографий будет продолжен мной не в одиночку. Люди добавили уже около пяти тысяч своих фотографий. Когда материала будет больше, я смогу думать над составлением общей типологии русского наличника.

- Какие районы Подмосковья особенно богаты на наличники?

- Вначале я предполагал, что на наличники и резьбу будет богат юго-восток и восток Подмосковья, а запад и северо-запад в этом отношении будет беден. Свою догадку я строил на том, что на востоке области не было фашистов, а города и села северо-западного Подмосковья сильно пострадали от военных действий. Однако все оказалось не так просто. Конечно, восток Подмосковья самый богатый на резные наличники. Помимо того, что там был тыл во время войны, наложилась и особая культура старообрядцев Гуслицкого края. У меня было два опыта контакта со старообрядческой культурой: на востоке Подмосковья и в Бурятии, где есть их деревни. Сложилось мнение, что для них было ценно жить красиво и немного напоказ. Видимо, благодаря этому подходу все сохранялось. Такая в хорошем смысле «показушность» далеко не всегда была присуща жителям обычных деревень и городов. Поэтому, например, в Егорьевске встречается очень красивая резьба, и отсутствуют высокие заборы. Считалось, что заборы загораживают красоту фасада дома. Также красили дома в оранжевый или другие яркие цвета, чтобы было видно издалека.

Приятно удивил Ногинск, там неожиданно для меня оказалось много красивых наличников и домов. У меня было какое-то предубеждение по отношению к этому городу, смущало советское название, будто город молодой. Оказалось, что город очень старый, да и назывался раньше Богородском. Там есть дома, связанные с заводами Морозовых и построенные, видимо, на их средства. Еще одним открытием стала Старая Купавна. Я обнаружил там красивую центральную улицу длиной восемьсот метров с замечательной резьбой и наличниками на домах. Я считаю, что если в Старой Купавне не менять хотя бы фасады домов на этой улице, то уже только ради нее в город будут приезжать туристы. Также много интересных наличников в Коломне и Воскресенске.

Особо нужно сказать о севере Подмосковья. Очень интересная деревянная архитектура представлена в Талдоме и талдомском районе. Талдом похож на Кимры, которые территориально находятся уже в Тверской области, и обычно в этой связке выделяют именно последние. Но я бы не сказал, что Талдом сильно уступает Кимрам. Конечно, если говорить о наличниках, то в Талдоме они довольно простые. Больший интерес представляют сами дома необычной формы, построенные в стиле русского модерна. Этот стиль зодчества прослеживается и в части Дмитровского района.

- Приходилось ли вам общаться с хозяевами таких домов?

- Конечно. Однажды я общался с женщиной, хозяйкой красивого двухэтажного дома в Талдоме. Она рассказала интересную историю. Дом построил ее прапрадед, который работал на обувной фабрике в начале двадцатого века. Дом большой, первый этаж по площади метров 150. В послереволюционные годы хозяев такого большого дома не тронули, и даже не подселили никого чужого. Дело в том, что в доме жила семья из 26 человек, так что уплотнять его не имело смысла, по сути это и так была коммунальная квартира. Со временем родственники распродавали части дома, а эта женщина постепенно обратно выкупала. Состояние дома, по ее словам, отличное, ведь он построен из лиственницы, которая каменеет со временем. Однажды она хотела сделать дополнительное окно на кухне, и мастера с большим трудом прорезали стену с помощью бензопилы. Я поинтересовался, не хочет ли она оформить на дом статус памятника деревянного зодчества. На мое предложение последовал такой ответ: «Это ничего кроме лишних проблем не добавит. Сейчас, чтобы заменить полы, я зову простую бригаду рабочих, а чтобы заменить полы в памятнике деревянного зодчества мне нужно звать бригаду, у которой на это есть специальное разрешение. В итоге будут также точно менять полы, но только мне это обойдется в шесть раз дороже».

- Какие еще города Подмосковья интересны с точки зрения наличников?

- Еще одним открытием для меня стал Сергиев Посад. Есть туристические центры, от которых не ждешь чего-то, кроме главных достопримечательностей. В Сергиев Посад едут, конечно, посмотреть Лавру, а там есть и удивительные резные дома. Например, на главной улице, не доезжая монастыря, стоит дом, который украсил бы и Томск и Вологду и вообще любой город. Этот дом выглядит несколько заброшенным, и на нем нет таблички памятника архитектуры. Это не единственный красивый дом в Сергиевом Посаде. Такие дома здесь строили неслучайно, ведь неподалеку располагается Богородское, которое издавна славилось резчиками по дереву.

Есть что посмотреть в Наро-Фоминске. Город, в общем, не очень старый и найти там много домов с наличниками было также неожиданностью. В Наро-Фоминске чувствуется большое влияние соседней Калужской области, Малоярославца. Малоярославец, кстати, тоже малоизвестен с точки зрения деревянного зодчества, а ведь там уже после войны сложился свой стиль.

- А в Лобне, где вы живете, есть что-нибудь интересное?

- К сожалению, мало что сохранилось. Лобня молодой город, до войны на его месте было всего пару старых деревень. Я долгое время ездил мимо одного красивого наличника, но никак неудосуживался снять его на фотоаппарат. Когда я, наконец, решился это сделать и приехал его снимать, обнаружил, что его уже демонтировали. Это был ухоженный дом, за которым явно следили хозяева, поэтому я и не ожидал, что наличник куда-то пропадет. Иногда бывает, что на заброшенном доме наличник может сохраняться дольше.

- Какие отличия есть в форме наличников в разных районах Подмосковья?

- На юго-западе наличники сверху, как правило, плоские, а в Дмитрове сделаны домиком. Егорьевские наверху имеют часто три дуги. Если говорить о каком-то смысле узора, то три полукруга могли символизировать три солнца: солнце восходящее, солнце полуденное, солнце заходящее. В этом узоре прослеживается наследие еще языческих верований. Можно истолковать и с христианской точки зрения, как триединство Бога. Когда я начинал заниматься наличниками, у меня была уверенность, что я смогу расшифровать все эти узоры и символы и даже издать словарь. Потом оказалось, что наличников со смыслом и символикой крайне мало. В Подмосковье, кстати, такие наличники можно найти, а вот в Томске, Иркутске или Вологде нет такого. В Ярославской области можно увидеть в наличниках интересные символы земледельческой культуры: там и драконы, и ростки, и небесные хляби, символы вспаханного поля и дождя.

- Где находится родина наличника? Это уникальное русское явление?

- Многие считают, что родиной наличника является Нижегородская область, а сама домовая резьба пошла от мастеров-каробелов. Когда дерево вытеснил металл, древоделы нашли себе новую нишу в украшении деревянных домов.

В архитектурных словарях вы не найдете такого понятия как наличник , если говорить о едином украшении окна. Отдельно в словарях идет украшение над окном, отдельно боковые колонки и отдельно украшение снизу окна. И если мы будем рассматривать каменную архитектуру, то там действительно эти элементы часто находятся по отдельности. Так что уникальность русского наличника заключается в том, что он сформировался как единый архитектурный модуль. Вторая уникальная особенность русского наличника заключается в его материале, а именно дереве. Есть, конечно, деревянные дома и в Сан-Франциско, где многие элементы украшения дома чем-то похожи на наши, но все-таки у них не наличники. На форму и образ русских деревянных наличников наложилась культурная и религиозная составляющие. Плюс ко всему наша традиция развивалась много веков. В новых деревянных домах Сан-Франциско ориентируются на каменную архитектуру, ведь и наша деревянная архитектура всегда смотрела на каменную как на образец, отсюда и некоторые параллели. Если бы русские наличники не были уникальными, ими бы не интересовались иностранцы, а ведь они порой больше интересуются, чем мы сами. Один француз как-то сказал, что «наличник – это золото России, а у вас по нему ногами ходят».

- Получается деревянных наличников не найти за пределами России?

- Наличники заканчиваются там, где заканчивалось в истории влияние Российской империи. Расцвет этого влияния пришелся на конец XIX века, и расцвет наличников пришелся примерно на тот же период. Поэтому наличники есть в восточной Польше, в восточной Румынии, в Белоруссии, северных районах Украины и в северном Казахстане. Нет наличников в степных районах страны из-за отсутствия лесов. В этом смысле несколько парадоксально звучит песня: «На окне наличники, гуляй да пой, станичники». Ведь там, где станицы, там как раз степь. В Норвегии, на островах Шпицберген есть наличники, поскольку архипелаг частично русский. Кстати, в одном из эпизодов американского фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти», главный герой которого как раз путешествует в районе Шпицбергена, наличники попадают в кадр.

- Расскажите об издании открыток и календарей с наличниками

- Вот уже шесть лет каждый год издается наш календарь. Идея издавать календарь появилась спонтанно. Мне написала девушка из фонда, занимавшегося онкологическими заболеваниями, и предложила сделать фотообои с наличниками. Потом она предложила сделать календарь для нобелевских лауреатов всего мира, в числе которых был, кстати, Михаил Горбачев. С тех пор я делаю календари каждый год и каждый год по-разному. В этом году я подбирал наличники по цвету, вышел самый большой тираж. С 2014 года я подумываю над изданием книги по наличникам центральной России, но еще много предстоит для этого сделать.

Я ставлю себе целью популяризацию наличника, чтобы это стало модно, в хорошем смысле этого слова. Иначе, эта традиция обречена на забвение. Можно будет конечно законсервировать какие-то дома, как музейный экспонат, но, на мой взгляд, традиция должна продолжать жить и сегодня, быть может, искать и какие-то новые формы.

Поделиться