Михаил Воробьев: «Солнечногорск – это город трех дорог»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

В 2014 году в Солнечногорске было восстановлено местное отделение ВООПИиК – Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В этом году исполняется 90 лет созданному в 1929 году на основе частей четырех уездов Солнечногорскому району Московской области. Руководитель местного ВООПИиК Михаил Воробьев рассказал порталу «Подмосковье сегодня» о спасении от сноса исторически ценных водонапорных башен на станции Подсолнечная, об истории Петербургского тракта и Екатерининского канала, и об исследованиях местной природной достопримечательности – Бездонного озера.

– Расскажите о попытке сноса исторических водонапорных башен на станции Подсолнечная.

– Пешеходный мост на станции устарел, шли жалобы от жителей, которым стало тяжело подниматься по мосту, и было решено сделать подземный переход. Когда началось строительство, РЖД, на балансе которого находятся эти постройки, посчитало, что здания башен не представляют ценности, и решило их снести. Мы, разумеется, с этим не согласились и начали бороться за сохранение башен. Нас поддержал областной ВООПИиК, мы собрали порядка полторы тысячи подписей. На эту тему проводился опрос жителей, причем звучал он провокационно: нужно было выбрать между историческими зданиями и новым переходом. На самом деле башни переходу никак не мешали, как и сейчас видно – переход строится, и башни стоят на месте. В итоге, мы победили, Министерство культуры Московской области встало на нашу сторону, и башни были сохранены. Кроме того, мы добились того, что будет полностью реконструирована кровля башен, которая сейчас находится в плачевном состоянии. Дальше РЖД должно решить, как использовать здания, но мы будем докладывать на совещании главе района о том, чтобы устроить в них железнодорожную экспозицию.

– Зданиям уже ничего не угрожает?

– Нет, они уже являются памятниками. У нас, конечно, есть случаи, когда разрушают и выявленные памятники, но за это наступает уголовная ответственность, и вряд ли кто-то решится на это. Мы подняли большую шумиху, очень много людей знают об этой истории.

– В чем историческая ценность водонапорных башен?

– Через Солнечногорск проходит Октябрьская железная дорога, которая ранее называлась Николаевской и Санкт-Петербурго-Московской. Это первая магистральная железная дорога в России, если не считать короткую экспериментальную Царскосельскую ветку. В 1830-е годы царское правительство решило, что необходимо по примеру Европы и как тогда называли Северо-Американских Соединенных Штатов строить свою магистральную дорогу для развития торговли и промышленности. Магистраль строилась с 1843 по 1851 годы, а башни были частью ее инфраструктуры. Более того, башни в Солнечногорске – единственные сохранившиеся на этой дороге в Подмосковье. Станция Подсолнечная относилась к четвертому классу.

Было всего четыре класса станций. Первый класс – это вокзалы Москва, Петербург, а также станции Бологое, Малая Вишера, Тверь. На станциях первого и второго класса были круговые паровозные депо. Например, на Ленинградском вокзале в Москве сохранилось историческое здание депо. Его начали ломать лет пять назад, но общественники отстояли его, и теперь там находится книжная ярмарка.

Станции третьего и четвертого класса были оснащены водонапорными башнями, где можно было заправить паровоз водой. Паровозу нужно было периодически дозаправляться водой, углем, мазутом. Эти башни строились через каждые примерно тридцать километров. На всем протяжении дороги их было шестнадцать. Башни были парные на всех участках дороги на станциях четвертого класса, но обе сохранились только у нас – вот в чем их уникальность. Есть станции, где осталась одна из двух башен, уцелели парные башни в Новгородской области, но в Московской области они есть только в Солнечногорске. Впоследствии начали использовать длинные шланги для дозаправки паровозов, и достаточно стало одной башни. Выходит, что башни в Солнечногорске отражают самый ранний этап развития Николаевской дороги.

Еще один важный момент: главным архитектором дороги был Константин Андреевич Тон, который проектировал Храм Христа Спасителя. Можно сказать, что и эти постройки водонапорных башен спроектированы Тоном. Разумеется, он сам непосредственно не принимал участия, но под его руководством работали опытные архитекторы.

– Если в будущем встанет вопрос о том, чтобы расширять пути, не возникнет ли вновь угроза сноса башен?

– Дело в том, что дорогу расширять надо по всей длине до Петербурга, а пока расширили только до Зеленограда и дальше вопрос не стоит. Расширять дорогу в этом месте нецелесообразно. Представьте себе, что будет, если по центру города пойдет поезд со скоростью 300 километров в час? Придется сносить вокзал, убирать платформу, а неподалеку стоят жилые дома. Во всем мире строят скоростные железные дороги не там, где раньше были пути, а выделяют отдельный участок под трассу. В центре города должно остаться пригородное движение.

– Вы говорили, что хотели бы разместить в башнях музей. Насколько это реалистично?

– Конечно, можно сделать музей железнодорожной тематики. Во всяком случае, нигде бы такого не было. В одной башне сейчас находится компрессор, в другой – мастерская, но все это будут переносить. Был еще третий подземный этаж с туннелем, в котором пролегал трубопровод, соединявший башни. На третьем этаже стоял бак, а внизу печи, трубы которых проходили через бак. Зимой они нагревали воду в баке, чтобы она не замерзала. Наши предки мыслили иначе, чем мы. Если сейчас мы делаем что-то красивое напоказ, допустим, красивую лестницу поставим снаружи, а в техническом помещении сойдет любая, то внутри водонапорной башни, наоборот, установлена чугунная ажурная лестница каслинского литья с балясинами. Видимо, наши предки считали, что везде должна быть красота.

– В этом году Солнечногорскому району исполняется 90 лет. Верно ли, что местность стала развиваться благодаря железной дороге Москва-Петербург?

– Солнечногорск – это город трех дорог: Петербургского тракта, Екатерининского водного канала и Николаевской железной дороги. Если бы не эти пути, то самого города бы не было. В древности в округе стояло несколько деревень, и когда проложили Петербургское шоссе, люди, естественно, стали заниматься обслуживанием дороги.

Солнечногорского района не существовало до 1929 года. Московская область была образована из губернии, но некоторые уезды, которые были в губернии, сохранились, а некоторые исчезли. Солнечногорский район был сформирован из земель четырех уездов: Клинского, Дмитровского, Звенигородского и ликвидированного после реформы Московского уезда Московской губернии.

Путевой дворец – это самое старое здание в Солнечногорске. Такие путевые дворцы или почтовые станции строились, как и водонапорные башни на железной дороге, через каждые примерно тридцать километров. Первая почтовая станция от Москвы находилась в Черной Грязи также Солнечногорского района. Здания там тоже сохранились, но сейчас заброшены. Официально они назывались почтовой станцией. При дальнем пути лошадям нужно было где-то отдохнуть, ведь лошади – это не паровоз, хотя и его, как мы увидели, тоже нужно было дозаправлять. Есть несколько версий, почему почтовую станцию стали называть путевым дворцом. Сохранились упоминания путешественников о том, что если на почтовой станции присутствуют на втором этаже номера для высочайших особ, то это «дворец», а если нет – просто почтовая станция. Разумеется, цари здесь проезжали, например, на коронацию в Москву, но никто не может сказать, останавливались они тут или нет. По другой версии, дворцом станцию прозвали крестьяне, потому что в округе стояли небольшие избушки, в сравнении с которыми здания станции казались огромными.

Путевой дворец в Солнечногорске был построен в конце XVIII века, хотя достоверных данных о дате нет. Он прослужил как почтовая станция где-то до середины XIXвека, а потом утратил свое значение из-за пуска железной дороги. В здании дворца затем организовали земскую больницу. Вплоть до 2003 года здесь располагались медицинские учреждения, а потом был открыт музей. Это, кстати, один из немногих примеров в Московской области, как историческую постройку можно использовать под музей, ведь многие путевые станции были просто разрушены.

К сожалению, в последнее время у нас в городе тоже много чего снесли. Например, недалеко от путевого дворца сломали старинный дом мещанина, в котором потом был организован первый советский банк в Солнечногорске. Хотели на его месте построить многоэтажный дом, но в итоге ничего не построили. Напротив путевого дворца стоит в изуродованном виде старинный дом купеческого собрания. В начале 2000-х его отделали плиткой, хотя это было запрещено. К счастью, сохранился дом купца Самохвалова, по преданию, построенный из кирпича разобранных шлюзов Екатерининского канала. Через наш город проходил Екатерининский канал – водный путь, который начал строиться в 1826 году, и утративший значение с введением железной дороги.

– С какой целью в XIXвеке строили Екатерининский канал?

– Его строили, чтобы перевозить грузы из Москвы в Волгу. Есть несколько версий, почему он так назывался. По одной из них, при строительстве канала погибло много солдат и крестьян, поэтому он получил имя в честь святой великомученицы Екатерины. По другой версии, название связано с обычаем давать новым проектам имена высочайших особ. Например, Николаевская железная дорога была названа в честь Николая I. Вероятно, одну из сестер или племянниц царя или других представительниц императорской фамилии звали Екатериной. В любом случае, к Екатерине IIканал не имел отношения: при Екатерине не рассматривалось проектов соединить Волгу и Москву. Такие планы были при Петре I, но потом про них забыли и вспомнили только в 1930-е годы.

Глубина канала была небольшой. Баржи с грузом тянули лошади, шедшие по берегу, иногда впрягались бурлаки. Естественно, что скорость движения и грузоподъемность были при этом небольшими. Возить товар было невыгодно, поэтому с появлением железной дороги канал стал не нужен. Сначала по нему перевозили дрова, а потом полностью закрыли, шлюзы разобрали. На это грандиозное сооружение, по некоторым данным было потрачено до восьми миллионов рублей, что при Николае Iбыло огромной суммой. Предполагалось, что по нему будут возить стройматериалы для строительства Храма Христа Спасителя в Москве. Был один положительный эффект от стройки канала – образовалось красивое Сенежское озеро. Ранее жители двух сел запрудили реку, и получилось небольшое озерцо, а когда построили дамбу, чтобы питать Екатерининский канал, оно разлилось и стало больших размеров, которые мы видим сейчас.

Солнечногорск – это единственный город в Подмосковье, который расположен на берегу такого крупного озера. У нас существует легенда, не соответствующая действительности, что озеро ледникового происхождения. В нашем ВООПИиК состоит кандидат географических наук, который доказал, что оно рукотворное. Если посмотреть на карты XVIII-XIXвеков, это прекрасно видно. У ледниковых озер другое строение озерной ванны: неглубокое залегание, они обычно округлой неправильной формы...

– Расскажите об исследования Бездонного озера отделением ВООПИиК.

– Кроме Сенежского у нас в районе есть и другое интересное озеро – Бездонное. В прошлом году мы проводили эксперимент: пробурили лунки во льду и опускали туда снаряд в виде заточенного лома. Толща воды составила пять или шесть метров, а дальше пошел слой илоподобной взвеси, в которую мы углубились еще на шесть метров. На сегодняшний момент мы выяснили, что глубина озера составляет двенадцать метров. Однако речь идет о так называемом ложном дне. Мы работали с разрешения Министерства экологии и природопользования Московской области, отправили им отчет и получили разрешение на второй этап исследования. Дальше мы хотим бурить ложное дно, чтобы выяснить настоящую глубину озера.

Мы определили примерный возраст озера: ему не больше семидесяти тысяч лет и не меньше десяти-двенадцати тысяч лет. Озеро образовано на поверхности надпойменной террасы, поэтому оно не могло образоваться раньше нее. Разумеется, дно должно быть глубже двенадцати метров. Скорее всего, Бездонное озеро – это карстовый провал, полость внутри земли глубиной 50-100 метров. За многие годы туда падали листья, пыль, ветки, которые перегнивали и осаждались. Если озеру не одна тысяча лет, то, естественно, за это время образовалось ложное дно. Его мы и хотим пробить, чтобы достичь истинного дна.

Какие исторические объекты в Солнечногорском районе сейчас под угрозой исчезновения?

– Как я говорил, у нас многое было уничтожено, а все что уцелело, уже взято на учет до нас. Проблемный объект – это усадьба в Берсеневке, принадлежавшая известному до революции книгоиздателю И.Д. Сытину. Едва ли не каждая третья-четвертая книга в России до революции выходила в его издательстве. Усадьба стоит на учете, но от нее почти уже ничего не осталось, она разрушается. О судьбе памятника рассказали Путину на прямой линии, он дал распоряжение обратить внимание на проблему, но все равно там ничего не делается.