Роман Ломов: «Нужно показать народное искусство через призму фолк-инструментов»

Герои Подмосковья
из личного архива Романа Ломова

Фото: [из личного архива Романа Ломова]

Роман Ломов – мультиинструменталист, руководитель детского ансамбля «Калинушка» и создатель необычного музея «гудебных орудий» в Железнодорожном. В интервью вы узнаете, что такое калюки, лукотряс и черпагуд. Наш герой убежден, что народные музыкальные инструменты появляются и сегодня, а материалом для них могут служить пластиковые фужеры, контейнеры для лука, резиновые перчатки и все, что есть у человека под рукой.

- Вы популяризируете инструменты с такими редкими названиями как владимирские рожки, славянская волынка, жалейка, калюки, окарина, двойчатки. Расскажите о них подробнее

- Эти инструменты малоизвестны в силу того, что их не преподают детям в музыкальных школах. Как следствие, они редко используются в народных оркестрах. Причин этому много. Владимирский рожок – это довольно сложный в освоении инструмент, не у всякого хватит терпения и силы даже на звукоизвлечение. Другие инструменты, такие как волынка и жалейка, довольно капризны в обиходе, требуют регулярной подстройки. Свистковые – менее прихотливы: калюки (обертоновые флейты) стали чаще использовать в фольклорных ансамблях, окарины (глиняные свистульки) можно заказать у мастеров-керамистов. Кстати, вышеупомянутый владимирский рожок, равно как и его тверской собрат, раньше активно использовались в пастьбе. Говорят, пастуху с рожком платили больше, чем просто пастуху с кнутом. Они-то и были теми самыми носителями традиционной инструментальной культуры. Мальчиков-подпасков обучали не только стадом управлять, но и на дудке играть.

- Правда ли, что инструмент под названием «гудок» на самом деле струнный?

- Да. Вообще, раньше гудьбой (гудением, гудежем) называли любое музицирование на инструментах. Что касается гудка, то он считается прародителем скрипки. На этом инструменте играли луковидным смычком. При этом, как правило, на одной струне выводилась мелодия, в то время как на других «гудел» неизменный звук.

- Расскажите о «мусорофонах» и других необычных инструментах

- Народные инструменты были широко популярны именно потому, что простые обыватели могли изготовить их из подручных средств и материалов. Например, срезали ствол растения, просверлили дырки, и сразу начали дудеть или натянули на палку две струны – а там уже и до балалайки рукой подать.

Говоря о современных инструментах и материалах, из которых они сделаны, не лишним будет упомянуть имя Сергея Плотникова - одного из лучших мастеров современности. Этот мастер-самоучка из Воронежа помогает воплощать в реальность инструментальные затеи в моменты моего приезда на малую родину. Там и рождаются новоделы, которым мы придумываем названия в процессе изготовления. Приведу несколько примеров сконструированных нами инструментов. «Руковолын» – это волынка, у который вместо мешка обычная резиновая перчатка. «Черпагуд» – гибрид деревянного черпака и смычкового гудка. «Фужерофоном» мы называем жалейку, у которой в качестве раструба одноразовый пластиковый фужер. «Тромболюка» – это калюка с выдвижной кулисной системой, как у тромбона. «Лукотряс» – это контейнер для хранения лука, в который насыпано зерно (аналог маракаса). Ласково называть все эти инструменты «мусорофонами» мы стали после того как сделали пару дудок из веника и совка для мусора. Вполне можно считать наши инструменты русскими народными, только современными.

- Кто привил вам любовь к народной музыке?

- И родители и учителя. Отец играл в молодости на гармони, мама любила петь. Они всегда поддерживали мои музыкальные устремления. С учителями, я уверен, мне всегда везло. В музыкальной школе я пел в ансамбле «Колечко», которым руководил Михаил Чепрасов, ставший моим учителем на гармонике-хромке. В музыкальном училище я постигал хоровое и оркестровое дирижирование в классе Н. К. Массалитиновой и С.В. Грабовского. Параллельно с учёбой в «Гнесинке» изучал этно-инструментарий у Бориса Ефремова – руководителя Московского хора рожечников.

- Расскажите о детском ансамбле «Калинушка», которым вы руководите

- Ансамбль народной песни «Калинушка» в Железнодорожном – это моя педагогическая отдушина от насыщенной концертной деятельности. Этим коллективом вместе с супругой Юлией Ломовой мы руководим с 2003 года. За это время ансамбль вырос на порядок. Сегодня он состоит из трех групп: младшей, средней и старшей. Кроме того мы получили и неоднократно подтвердили статус «Образцовый коллектив», стали лауреатами областных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. На стенах аудитории, в которой занимаются дети, развешаны многочисленные инструменты из моей коллекции, а это около ста играющих экспонатов. О некоторых из них я уже говорил. Каждое занятие мы начинаем со знакомства с новым представителем фолк-инструментального мира. Замечу, что это очень хорошо мотивирует юных артистов приходить на занятия вовремя, чтобы не пропустить что-то увлекательное. Многие ребята настолько загораются интересом, что впоследствии поступают в музыкальные школы по классу народных и духовых инструментов.

- Ваши дети тоже будущие музыканты?

- Нина и Евгения обучаются в школе искусств на флейте и фортепиано. Кроме того они дополнительно занимаются народным вокалом в Доме детского творчества в городе Железнодорожный у замечательного педагога Ю. Ханиной. Это был их сугубо личный выбор, мы не настаивали. Впрочем, яблоки от яблони не далеко падают.

- Есть ли в Подмосковье места, связанные с особыми традициями изготовления или игры на народных инструментах?

- В Подмосковье одна из известнейших мануфактур по производству струнных инструментов была в деревне Шихово под Звенигородом. Историю свою она вела с конца XVIII века, однако, лет десять назад, к сожалению, была закрыта за нерентабельностью.

Современная ситуация такова, что в России и ближнем зарубежье работают в основном мастера-одиночки, которые специализируются на разных видах музыкальных «гудебных» орудий. Кто-то изготовляет духовые инструменты, кто-то – струнные, кто-то – шумовые. Даже есть кустари-гармошечники, но их не так много. Для того чтобы хоть как-то систематизировать их контакты лет пять назад вашим покорным слугой была предпринята успешная попытка аккумулировать умельцев на одной страничке в интернете.

Теперь желающие заказать или приобрести тот или иной инструмент могут найти контакты мастеров на моем сайте в рубрике «мастера». В настоящее время их количество перешагнуло за 80 и постоянно пополняется. Кстати, более трети мастеров работают в московском регионе.

- Планируете ли вы расширять музей народных инструментов в Железнодорожном?

- Небольшой музей у нас уже есть. Главная идея – показать народное искусство через призму фолк-инструментальной культуры. Благодаря этому хобби, переросшему в магистральное направление творчества, мной был воплощён в жизнь этно-инструментальный концерт (мастер-класс) для зрителей разных возрастов – от воспитанников детсадов до студентов специализированных ВУЗов. Был выпущен фильм-концерт «Заиграй, дудочка, весело!», ставший обзорной антологией славянских этно-инструментов.

Поскольку содержание музея является довольно затратным предприятием, нам бывает особенно приятно, когда горожане приносят инструменты в дар музею. Некоторые мастера, за что им большое спасибо, предоставляют детища своих мастерских к «усыновлению» нашей экспозицией. В благодарность за это я со своей стороны могу изготовить тестовый видео обзор, который зачастую помогает мастерам в продвижении их продукции на фолк-рынок. Недавно мы получили губернаторскую премию на развитие музея, которую потратили на ремонт около десятка гармоник. Могу с уверенностью спрогнозировать, что процесс расширения музея необратим. Этому я очень рад!

Поделиться