Юрий Долгов: «Диалог с людьми – одна из целей «Плохого портрета»

Герои Подмосковья
личный архив Юрия Долгова

Фото: [личный архив Юрия Долгова]

Юрий Долгов – художник из города Пушкино, один из организаторов необычной творческой акции «Плохой портрет», которая проводится на разных мероприятиях Пушкинского района и уже успела приобрести популярность. О том, в чем суть «Плохого портрета», а также о своем творчестве и о смысле профессии художника Юрий расскажет в интервью.

– Расскажите об акции «Плохой портрет». Как появилась эта необычная задумка?

– «Плохой портрет» – это творческое мероприятие, которое проходит вот уже несколько лет на различных общегородских мероприятиях Пушкинского района. В ходе акции, в которой могут принять участие все желающие, мы рисуем портреты прохожих на улице или посетителей того или иного заведения. «Портрет» представляет собой графический рисунок, сделанный за очень короткий промежуток времени, в нем отображаются первые эмоции и образы, возникшие от знакомства. Каждый может сам попробовать себя в роли художника, присоединившись к рисующим, все необходимые материалы для этого выдаются на месте. Все авторы индивидуальны и рисуют по-своему, это добавляет большое разнообразие в мероприятие.

Ровно четыре года назад инициатором первого «Плохого портрета» выступил Сергей Владимирович Серегин. Первое мероприятие состоялось в городском парке на день города Пушкино, а участниками стали выпускники Детской художественной школы. После первой проведенной акции было решено продолжать в том же духе. Организаторами всех последующих акций стали я и Говязин Алексей, обозначив этим творческий союз «Художественный десант». Также постоянным помощником «Плохого портрета» является Николай Говязин.

– Все ли участники правильно понимают смысл акции и реагируют позитивно?

– Каждый человек по-своему воспринимает нашу акцию. Кто-то подходит сначала с опасением, думая, что где-то здесь есть подвох, а кто-то сразу вливается в веселый коллектив участников. Но итог почти всегда один – громкий смех и улыбки. Бывали, конечно, разные случаи. Например, пожилые люди не всегда понимают сразу, что портрет «плохой» и приходится иногда им объяснять. Но в итоге и они начинают смеяться. Ведь здорово посмотреть на себя с новой стороны!

Одной из целей проекта «Плохой портрет» является диалог в изобразительном искусстве. Вообще диалог обычных людей с искусством нынче не очень вяжется. Люди порой не понимают, для чего нужны художники. Эта профессия очень размыта, потому что сейчас много самых различных способов творчески реализовывать себя. «Плохой портрет», на мой взгляд, – это один из возможных путей к сердцу людей, которое по большей части заполнено бытовыми заботами. Искусство помогает скрасить нашу жизнь, вытащить из плотного кольца забот и тягот. Смысл профессии художника в том, чтобы показывать и раскрывать красоту момента.

– Кто ваши коллеги по творчеству? Кого из художников города Пушкино вы могли бы отметить?

– У меня много коллег, они мои друзья. Без друзей невозможно ничего организовать. Основными «коллегами» я считаю двух братьев – Алексея и Николая Говязина, о которых я уже упоминал, а также подругу Сашу Еремееву. Нельзя не отметить также моего многоуважаемого учителя – Сергея Владимировича Серегина, который всегда поддерживает не только меня, но и всю нашу «команду художников», и благодаря которому у нас все получается.

Как раз недавно мы вместе с Алексеем Говязиным и Александрой Еремеевой организовывали выставку в Пушкино под названием «ТРИ». Она проходила в интересном месте – на даче Струковых. Здание дачи было построено в конце девятнадцатого века, а уже в советские годы здесь несколько лет жил писатель Константин Паустовский. В этот период у Паустовского на даче бывали в гостях Михаил Булгаков, Владимир Маяковский и другие писатели. На выставке мы представили свои работы, выполненные в разных направлениях. Кстати, не обошлось и без «Плохого портрета». Целью выставки было показать жизнь, как ее видим мы. Таким образом, зрители посмотрели на мир как бы нашими глазами. Итогом стали многочисленные положительные отзывы от посетителей. Да нам и самим понравилось! Сейчас появился еще один замысел проекта, но о нем я расскажу позже на своей странице «Вконтакте».

– Почему и когда вы решили стать художником?

– Рисовать и лепить любил с самого рождения и на любом материале, будь-то новые обои или альбом. Моими первыми учителями стали дворник Валерий Александрович, расписывавший стены детского садика (мне тогда было семь или восемь лет), и учительница ИЗО в школе Ольга Геннадьевна Семушина, которая привила мне первые навыки рисования. Художником я захотел стать, когда попал в Детскую художественную школу, это желание быстро переросло в манию. Здесь под свою «опеку» меня взял мой учитель Сергей Владимирович Серегин. Я стал заниматься у него. Появились первые детские картины.

Сергей Владимирович очень находчив на воплощение различных интересных идей в нашем городе. Как-то мы вместе с ним ваяли снежные скульптуры около художественной школы. Мы строили их из снежных куч, которые насыпали определенным образом, можно сказать, по уникальной методике. У нас была дверь, которой мы формировали сугроб, а иногда сыпали снег за шиворот, если промахивались. Мороз «схватывал» снег и из него можно было вырезать все что угодно. Мы строили очень большие детские горки, избушки, скульптуры, пушку и многое другое. Это было замечательное время!

– Где учились потом?

– В июле этого года я закончил реставрационное отделение Московского художественного академического училища памяти 1905 года. Теперь я «художник-реставратор масляной и темперной живописи». Еще год назад я окончил реставрацию одной из картин Евгения Камзолкина, которая принадлежит Детской музыкальной школе. Работа над ней была не самой сложной, но достаточно длительной. Это было моей инициативой, поэтому реставрацию проводил за свой счет. Сейчас занимаюсь с еще одной картиной Камзолкина. Здесь работа осложнена отсутствием подрамника и большими утратами красочного слоя. Но, в принципе, я делал вещи более сложные, поэтому повода для беспокойства нет – все можно починить. В будущем планирую продолжать заниматься реставрацией картин этого художника. Евгений Камзолкин – это очень важная личность для города Пушкино и наш земляк. В 1918 году он первым предложил использовать эмблему серпа и молота, ставшую потом основой герба Советского Союза.

– Какие свои картины вы считаете наиболее удачными?

– Две последние свои картины считаю самыми удачными: «Малышка. Жизнь собачья» и «Зацепер», так как в них я почти полностью добился своей цели в передаче образов. Эти работы были представлены на выставке «ТРИ» и, судя по отзывам, стали запоминающимися для зрителей. Картина «Зацепер» родилась от впечатления, когда увидел одного из несчастных подростков, который лишился жизни из-за моды на этот экстремальный вид передвижения на электричках.

Картина «Малышка. Жизнь собачья» связана с одной историей. «Малышка» – это прозвище старушки, которая не имеет постоянного места жительства, и которую часто можно увидеть в вагоне электрички. Как полагается, от нее дурно пахнет, она одета, мягко говоря, не по моде, а также может непредсказуемо себя вести. Однажды, когда я ехал на учебу, она подсела напротив меня и своим небольшим скарбом заняла все пространство. Хорошо, что она была на противоположной стороне, а то я бы, наверное, ушел. Однако было в ней что-то такое, что приковало меня к этому образу. Мое внимание привлекла ее «импозантная» внешность, и, как оказалось позже, не зря. Когда мы проезжали мимо станции Тарасовская, эта старушка вдруг неожиданно стала кричать: «А собаку-то?! Собаку зачем на улицу?». Затем достала квашеную капусту, пластмассовый стакан и бутылку портвейна. Что она увидела в окне, могу только предполагать, но этот момент я хорошо запомнил. Я вдруг понял, что, несмотря на свое «положение и статус» эта старушка не утратила чувства сострадания. Она такой же человек, как и все остальные, просто выглядит иначе. Жаль, только, что подобным людям уже не помочь.

Думаю, очень многие из тех, кто вынужден каждый день добираться до работы в электричках, в метро, на автобусах и так далее, не обращает внимания на рядом сидящих спутников. Однако среди них есть такие, которые притягивают внимание неосознанно. Мало кто задумывался о том, а кто это, почему он здесь, куда он едет? Неужели на работу? А может в новый дом?

Изобразительное творчество для меня является одним из способов передачи мыслей. Акценты в моих картинах расставлены на отображение времени, в котором мы живем, его проблем и его преимуществ. В своих работах стремлюсь донести до человека мысль о том, что существуют вечные темы, такие как добрые поступки и любовь.

Поделиться