Юрий Жарков: «Под впечатлением от авиасалона появился «Самолет на воде»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Житель города Павловский Посад изобрел не имеющий на сегодняшний день аналогов движитель для тримарана, который позволяет грести веслами при помощи ног. Плавательное средство такого типа может развивать скорость до двенадцати километров в час, за что и получило от своего создателя прозвище «самолет на воде». К своей цели Юрий Жарков шел не один год, постепенно модернизируя и улучшая конструкцию судна. О своем изобретении и о себе наш герой расскажет в интервью.

– Расскажите, в чем суть вашего изобретения?

– Я шел к созданию этого судна в течение восьми лет. Самой главной задачей для меня было сделать такой привод для управления лодкой, который бы позволял грести веслами при помощи ног. Я занимаюсь штангой, а в этом виде спорта как раз очень важна сила ног. Я сразу решил не рассматривать вариант с педалями, потому что получился бы слишком сложный механизм. В итоге я придумал особый ножной станок, при помощи которого человек может грести веслами так же, как если бы он работал руками.

В качестве основы для своего ножного движителя я использую тримаран, корпус которого я сделал сам от начала и до конца. Слово «тримаран» включает в себя число три. Это означает, что он состоит из корпуса и двух боковых поплавков для устойчивости. Более распространенный вид лодок для катания на воде – это катамараны. В принципе тримараны с корпусом подобным моему существуют. То есть, я не считаю, что корпус моего тримарана – это что-то новое. Уникальность судна заключается именно в весельном ножном движителе. Аналогов ему я еще нигде не встречал. Кроме того, судно полностью разборное, что позволяет перевозить его в сложенном виде, например, в электричке.

– В чем состояла самая большая трудность при создании вашего тримарана?

– Конструкция в целом довольно сложная. Я бы не взялся повторить точно такой же тримаран еще раз. При разработке ножного движителя необходимо было сделать так, чтобы стопа находилась и двигалась как бы в одной плоскости. Решить эту проблему было не просто. Для корпуса я использовал тонкую нерастяжимую ткань, а для баллона брал тонкую резину. Баллон накачивается, воздух распирает ткань изнутри, и корпус приобретает свою форму. Все детали я делал в домашних условиях. У лодки можно изменить размах весел, что очень пригождается, например, если идти против ветра.


Я плаваю с довольно впечатляющей скоростью. Если идти по течению, то выходит порой двенадцать с половиной километров в час. В среднем же получается где-то десять километров в час. Так как я занимаюсь штангой, ноги у меня натренированы, но у любого человека ноги сильнее рук. Для любого передвижение по воде при помощи ножного движителя будет однозначно быстрее, чем на лодке, где нужно грести руками.

Самое далекое путешествие на тримаране я совершил в прошлом году, проплыв по Оке от Калуги до Серпухова. Я был в пути где-то восемнадцать часов. С тринадцатого по пятнадцатое июня 2015 года прошел расстояние в сто тридцать километров. Основная часть пути пришлась на второй день, потому что в первый я вышел только в пять часов вечера, а в третий день часам к двенадцати уже пришел к цели. Ока в этом месте судоходная, но проблем не возникало, потому что там хорошая видимость. Когда шла волна от катера, я резко вставал поперек хода, так как в ином случае лодка начинала неприятно раскачиваться на воде. У тримарана хорошая маневренность, диаметр поворота за счет шверта составляет три метра. Поворот получается меньше длины судна. Свой тримаран я назвал «ЖАРК». По-английски это акула, а еще это намек на мою фамилию Жарков.

– Вы сказали, что тримаран создавался в течение восьми лет. Какие этапы вы бы выделили в ходе его разработки?

– В 2007 году я поехал на авиасалон в Жуковский и под впечатлением от увиденных самолетов захотел сделать нечто быстроходное, но идущее по воде. Созревший в голове замысел стал переносить на бумагу, рисовал чертежи. Тогда же и пришло в голову название «Самолет на воде». Двадцатого октября того же 2007 года я поместил изобретенный ножной привод сначала на обычную байдарку, купленную в магазине, и стал испытывать свое детище на реке Клязьме. Оказалось, что байдарка имеет не очень подходящие размеры – ноги при движении оказывались выше головы. Поплавав какое-то время, я решил сконструировать свой более удобный носитель для ножного двигателя.

Всего за эти восемь лет я испробовал четыре варианта корпуса тримарана. С каждым новым этапом удавалось снижать вес конструкции. Первая модель выглядела совсем иначе и весила в три раза больше, чем сегодняшняя. Второй вариант был уже более узнаваемым. Я сделал его корпус из фанеры. Этот тримаран также был складной, потому что мне надо было ездить в электричке, в которой я не мог возить с собой пятиметровую лодку. В третьем варианте получился гибрид – внутрь фанерного корпуса я вставил баллон. В четвертом варианте я уже совсем отказался от фанеры. Третья модель была очень похожа на четвертую, например, в ней были поплавки, которые перекочевали на нынешний вариант тримарана. Я никогда не переделывал модели полностью. Какие-то детали переходили из одного варианта в другой. Рама со второй модели дошла до четвертой, станок перекочевал с третьей на четвертую и так далее.


Последний четвертый вариант я сделал в апреле 2015 года. Первая самая тяжелая модель весила шестьдесят восемь килограмм. Чтобы уменьшить эту огромную массу, я поменял в конструкции железки на более легкий дюраль и сократил вес до пятидесяти шести. Следующая модель весила сорок восемь килограмм. Третья модель, где я использовал фанеру, ткань и баллон, стала весить уже тридцать три килограмма. Наконец, в последнем варианте вес сократился до двадцати трех. Сейчас я беру лодку в разобранном виде и легко спускаю с четвертого этажа. До этого я делал три ходки, пока переносил все детали вниз.

– У вас были до этого какие-то навыки конструирования?

– Я инженер по второму образованию, но смастерить тримаран я бы, наверное, смог и без инженерных знаний, потому что всегда увлекался чем-то подобным. Например, я как-то собрал маленькую модель автомобиля, в которой было все: коробка передач, дифференциал, подвеска. Потом я взял джойстик и базу от сломанного радиоуправляемого самолета и вставил в свой автомобиль. Я постоянно что-то придумываю. Не так давно разработал подвес для кипячения воды в походных условиях. Он весит всего 350 граммов, а длина 32-35 сантиметров. Удобно брать его с собой в поход. Кроме того, у подвеса незамысловатая конструкция – нет никаких крепежей, фиксаторов, винтиков.

Я все делаю дома. У меня есть столик типа верстака, основания которого – это стальные трубки. Все жестко привернуто к стене, а внешне выглядит как телефонный столик. В этом деле, конечно, важную роль играет расчет. Когда на работе бывает свободное время, рассчитываю параметры давления, объем. Я программист, поэтому могу находить оптимальные геометрические размеры и другие параметры. После расчетов начинаю думать о материалах. Обычно еду в Долгопрудный на склад дюраля, где выбираю все необходимое.

– Сколько времени ушло на создание последней модели?

– Мне трудно сказать, потому что она переделывалась из более ранних модификаций. У меня пятидневка, поэтому я занимался тримараном не каждый день. В среднем на него полностью уходил один выходной и пару вечеров в неделю в будние дни. В таком режиме я мастерил судно с ноября по апрель. В апреле у меня уже все было готово. Четвертый вариант будет последним. Я думаю, что модернизировать больше нечего. Можно, конечно, сделать его еще чуть легче на один килограмм, но это уже не принципиально.


– Есть ли в планах как-то популяризировать ваше изобретение?

– Да, есть несколько идей, которые мы продумываем вместе с Еленой Петровой. Как я уже говорил, конструкция моего нынешнего тримарана достаточно сложная, поэтому в планах создать его упрощенный «народный» вариант. Такой неразборный и стационарный тип лодки с ножным приводом можно было бы размещать в парках на водоемах или на базах отдыха. Если корпус сделать неразборным или полуразборным, то это будет вполне доступно. Можно немного увеличить поплавки, чтобы судно занимало больше площади на воде, и на нем мог плавать человек с любым весом. Можно также сделать удобное креслице, что-то поправить, что-то уменьшить, что-то увеличить, чтобы можно было использовать такой тримаран во всех парках России. Таким тримараном, кстати, могут воспользоваться для прогулок на воде люди с ограниченными возможностями в движениях рук.

В перспективе нам хочется провести на территории одного из общедоступных водоемов Павлово-Посадского района фестиваль «Самолет на воде». Это фестиваль самодельных плавательных средств, и он будет открыт для всех, кто умеет держаться на воде, и кому интересен такой вид досуга. Сейчас каждый город хочет привлечь к себе внимание. В Суздале есть день огурца, в Рязани – фестиваль малины. Почему бы не проводить такой праздник у нас? Неподалеку от Павловского Посада есть подходящий водоем в деревне Саурово. Там хорошие подъездные пути для машин, удобно доехать на рейсовом автобусе. Это очень хорошее место для проведения нашего мероприятия. От остановки рейсового автобуса № 35 до озера нужно пройти пешком буквально несколько десятков метров. Там прямоугольный формы водоем, где удобно устроить дистанции заплывов от одного берега до другого. У нас, конечно, все пока в зачаточном состоянии, но, я думаю, это перспективное дело.

– Расскажите пару слов о вашем увлечении тяжелой атлетикой

– По первому образованию я тренер. Окончил Институт физкультуры в Малаховке. Однажды знакомые ребята начали заниматься штангой, и я тоже втянулся. В этом году я получил золотую медаль открытого чемпионата России в своем весе и своей возрастной категории. Открытым чемпионат называется потому, что в нем может принять участие любой человек. Среди ветеранов, то есть людей в возрасте от тридцати до восьмидесяти пяти лет, участники делятся на подгруппы. Я выиграл в группе ветеранов от пятидесяти до пятидесяти четырех. На сегодняшний день у нас есть группа для штангистов в возрасте свыше восьмидесяти пяти лет. Есть такой уникальный человек, который выступает в этом возрасте и до сих пор ездит на международные соревнования. В нынешнем году чемпионат проходил в Москве, а раньше проводился в Самаре, Струнино и других городах. У нас есть мечта собрать на международные соревнования команду Московской области. Когда российская сборная ветеранов по тяжелой атлетике едет на чемпионат Европы или Мира, то туда попадает больше всего спортсменов именно из Подмосковья. Если бросить клич и пошевелить ребят, то могут подключиться пока еще неизвестные самородки.

Поделиться