Богородице-Рождественский храм в Поярково

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Церковь Рождества Богородицы в Поярково является одной из старейших в городском округе Солнечногорск. Эта церковь с богатой историей имеет статус федерального памятника архитектуры. Храм был построен в 1665 году на средства владельца села, боярина, дипломата и первого русского «западника» Артамона Сергеевича Матвеева. По местной легенде именно в этой церкви венчался Петр Iс Евдокией Лопухиной.

В селе Поярково до начала XVII века стояла деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца. В 1651 году село перешло боярину Артамону Сергеевичу Матвееву, который на земле бывшей Георгиевской церкви в 1665 году возвел сохранившийся до сих пор каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Исследователь истории приходов Московской епархии В.И. Холмогоров приводил описание 1678 года поярковской церкви и ее святынь: «В Московском уезде, в Горетове стану, село Рождествено, а Поярково тож, а в нем церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в ней в алтаре: за престолом крест резной золоченый, образ Пресвятыя Богородицы Знамение… над жертвенником образ Рождества Пресвятыя Богородицы». Среди местных икон перечислены такие: Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы Кипрской, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, архангелов Михаила и Гавриила, великомучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, а также «образ государских ангелов в молении» – то есть святых, соименных членам царской фамилии.

Боярин Артамон Сергеевич Матвеев – устроитель Богородице-Рождественской церкви в Поярково – имел близкую связь с семьей государя Алексея Михайловича. Он познакомил царя со своей воспитанницей Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая стала впоследствии второй женой царя и матерью будущего императора Петра I. Вот как характеризовал личность Матвеева историк и писатель Лев Щепотьев: «Артамона Сергеевича можно назвать человеком своего века: он инстинктом своих импульсов почувствовал импульсы жизни, сумел уловить самые звучные гаммы ее и слить их с песней своего гения. Его эпоха – эпоха особенного значения внешней политики и дипломатии в государственной жизни».

Эпоха, в которую жил Артамон Матвеев, характеризовалась активным проникновением в Россию западной культуры. Самого Матвеева называли одним из первых русских «западников». Артамон Сергеевич слыл страстным библиоманом, способствовал развитию книжного дела, распространению знаний. По указу Матвеева послы, отправлявшиеся в Европу, как правило, в Польшу, обязаны были привозить с собой из поездки большое количество польских и латинских книг в двух экземплярах: один оставался в посольском приказе, а другой брал сам государь. По инициативе Матвеева были изданы две исторические книги на русском языке, которые С.М. Соловьев называл первым опытом или «лепетом русской историографии».

Благодаря Матвееву в Москве был создан театр в европейском вкусе. В 1674 году в селе Преображенском было поставлено комедийное действо: «Тешили немцы, как Алаферну царю царица голову отсекла, и на органах играли немцы да люди дворовые Артамона Сергеевича». Вторая комедия изображала историю царя Артаксеркса и Амана. Сюжеты этих постановок брались из Священного Писания Ветхого Завета: книг Иудифь и Есфирь. Первыми зрителями спектаклей были члены семьи царя Алексея Михайловича. Матвеевым также был устроен прообраз балета: «На заговенье… немцы и люди Матвеева играли на органах, на фиолах и на страментах, и танцовали». В 1673 году Матвеев приказал собрать около двадцати мещанских детей и отдать их на обучение комедийному ремеслу немцу Готфриду. Так в Москве был основан прообраз театрального училища.

На дипломатической службе Артамон Матвеев, несмотря на увлечение западной культурой, твердо отстаивал интересы Москвы – это касалось, прежде всего, отношений с Польшей и Швецией. Будучи главой Малороссийского приказа, Матвеев заручился поддержкой украинского населения, вошедшего в состав Российского государства. Настоятели киевских монастырей и особенно архимандрит Киево-Печерской Лавры почитали Матвеева своим заступником и благодетелем.

Сохранилось предание и о любви москвичей к боярину Артамону Матвееву. Долгое время влиятельный царедворец жил в скромном и тесном доме на Покровке. Когда же Алексей Михайлович настоял, чтобы Матвеев начал строить приличные для его должности каменные палаты, стрельцы и московские жители не пожалели принести ко двору Матвеева камни с могил своих отцов и дедов.

Жизнь Артамона Матвеева окончилась трагически. В 1682 году во время Стрелецкого бунта он, как и многие другие из числа соратников и родственников Петра I, был жестоко убит мятежниками. Замученный толпой боярин был погребен в Москве у разрушенной в XXвеке церкви Николая Чудотворца на Столпах, но могила его не сохранилась. Подмосковный храм в Поярково остался памятником этой неординарной личности XVIIвека, в которой, по словам Л.Щеоптьева, сочетались «философ-моралист, эстетик и религиозно-набожный христианин, западник и националист».

Близость Артамона Сергеевича Матвеева с царем Петром Iотразилась в подмосковной легенде, которую из поколения в поколение рассказывают жители Поярково. По преданию, в церкви Рождества Богородицы венчались Петр Алексеевич и Евдокия Лопухина. По мнению краеведа, автора книги «Неизвестные усадьбы Солнечногорья» и местного жителя Поярково Натальи Андреевны Волковой эта версия имеет право на существование. Молодой Петр еще не был царем и вполне мог венчаться в рядовой церкви. Кроме того, выбор вотчины Артамона Сергеевича Матвеева для обряда мог быть обусловлен борьбой за власть партий Нарышкиных и Милославских. Противников Петра возглавляла его сводная сестра Софья, и венчание в Поярково могло, в том числе, совершаться втайне от нее.