Димитровское подворье на Истре

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Село Дмитровское на Ильинском шоссе в Красногорском районе получило свое название по церкви великомученика Димитрия Солунского. Каменный храм появился здесь в 1689 году, когда село входило в число домовых патриарших вотчин. Храмоздателем стал патриарх Иоаким. В 2014 году приход получил патриарший статус, а, кроме того, стал подворьем Высоко-Петровского монастыря в Москве. Святыней храма является икона великомученика Димитрия Солунского, называемая «Чудо о царе Калояне».

Зеленый штандарт с буквами «ПК», который развевается у входа на территорию храма в селе Дмитровское, принадлежит нынешнему патриарху Кириллу. Флаг свидетельствует об особом церковном статусе прихода, который подчиняется напрямую патриарху, минуя церковное начальство благочиния и епархии. Такое положение прихода исторически обосновано, ведь считается, что каменную церковь возвел предпоследний московский патриарх Иоаким, занимавший эту должность в досинодальный период российской Церкви.

Патриарх Иоаким был уроженцем подмосковной земли, он родился в 1620 году в знатной семье можайских землевладельцев Савеловых. К слову, в Лужецком Ферапонтовом монастыре в Можайске в нижнем ярусе шатровой колокольни находится фамильный склеп-усыпальница этого рода. Отец будущего патриарха Петр Иванович Савелов был царским кречетником. Среди родственников строителя Дмитровской церкви было много мастеров соколиной охоты, которые, подобно его отцу, служили при государевом дворе сокольниками. Жизнь юного Ивана – так звали Иоакима в миру – по началу двигалась по проторенной отцом и дядями колее, и ничто не предвещало выбора им церковного служения. После достижения четырнадцати лет Иван Савелов, по-видимому, занимался семейным делом – государевой охотой. Он женился, и в браке родилось четверо детей. Позже Иван поступил на военную службу, участвовал в походах во время войны с Речью Посполитой в 1654-55 годах.

Поворот в судьбе будущего патриарха произошел после неожиданной смерти супруги и детей во время эпидемии чумы. Иван Савелов постригся в монашество с новым именем Иоаким в Межигорском Преображенском монастыре под Киевом. Инок Иоаким мечтал остаться в этой обители до конца жизни и быть погребенным в ограде пустыни, но вопреки желанию он неоднократно переводился из монастыря в монастырь на разные должности и, наконец, стал архимандритом Чудова монастыря в Москве.

Архимандрит Иоаким стал близок царю Алексею Михайловичу. Иерарх играл важную роль в проведении Московского собора 1666-1667 годов, поддерживал церковные нововведения и одобрял преследования старообрядцев.

В политических смутах конца XVIIстолетия Иоаким всегда становился на сторону царевича Петра, которого крестил во младенчестве, но в идеологическом плане патриарх осуждал западные заимствования. Иоаким оставил письменное завещание, в котором сетовал, как вольно в России чувствуют себя «еретики» и убеждал правителей не разрешать строить храмы иноверцев и перенимать их обычаи. Вот что писал патриарх незадолго до кончины: «но и паки воспоминаю еже бы иноверцам еретикам костелов римских, кирак немецких и татаром мечетей в своем царстве и обладание всеконечно не давать строить нигде, и новых латинских иностранных обычаев и в платий перемен по иноземски не вводить». Этот характерный для своего времени текст в то же время показывает, что Московское царство конца XVIIвека было достаточно веротерпимой страной. Иоаким приводил в пример «еретические» немецкие земли, где нет ни одной православной церкви, и требовал таких же мер для немцев и латинян в России.

Село Дмитровское и до постройки каменного храма Иоакимом было связано с русскими патриархами. В 1630-е годы царь Михаил Федорович пожаловал его своему отцу патриарху Филарету. Останавливался в Дмитровском по дороге из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь и патриарх Никон. Есть легенда, что шатровая колокольня Дмитровского храма возведена над основанием, где когда-то располагалась келья Никона.

Дмитровский храм никогда не закрывался с момента освящения в 1689 году. Не прекратились богослужения и в советские времена, благодаря чему в храме уцелело много старинных икон. Главный храмовый образ – это икона великомученика Димитрия Солунского. Лик стоит в большом киоте с правой стороны главного придела, а рядом на аналое лежит современная копия. Иконография святого Димитрия здесь несколько необычна: великомученик, которого ангел венчает короной, скачет верхом на коне и поражает копьем другого всадника, а две девушки с образом в руках встречают святого у стен городской крепости.

Эта икона называется «Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне». Во второй половине XIIIвека дьякон церкви в Фессалониках собрал сказания о посмертных явлениях и чудесах покровителя города святого Димитрия. В одном из этих текстов рассказывается о болгарском царе Иване Калояне, который в начале XIIIстолетия сильно теснил Византию, за что получил прозвище «губитель византийцев». В 1207 году Калоян осадил греческий город Фессалоники, но неожиданно умер. После смерти предводителя болгарские войска сняли осаду и ушли, а пораженные и обрадованные известием жители Салоник связали избавление с заступничеством великомученика. Таким образом, на иконе мы видим посмертно явившегося Калояну святого Димитрия, который поражает врага копьем у стен Фессалоник. Две девушки также упоминаются в сказании. Они попали в плен к болгарам, но после того, как вышили лик святого Димитрия, чудесным образом возвратились домой.