Ильинский храм в Пруссах

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

К северу от Коломны расположилось несколько сел с редкими по архитектуре и старине храмами: Николая Чудотворца в Черкизово, Воскресения Христова в Городне, Казанской иконы в Богдановке, Святого Духа в Шкини и пророка Илии в Пруссах. Необычное название последнего села по одной из версий имеет прибалтийское происхождение. Так совпало, что владелец Пруссов в XVI веке и возможный строитель каменного Ильинского храма Иван Васильевич Шереметев Меньшой погиб в Прибалтике. Это случилось при штурме Ревеля во время Ливонской войны.

Церковь пророка Ильи в Пруссах называют старейшей в Коломенском крае. Маленькую шатровую церковь построили не позднее 1578 года. Действительно, в Коломне и районе есть только две близкие по возрасту постройки: церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище и Успенский храм Брусенского монастыря. Нижняя часть Иоанно-Предтеченского храма относится к XIVвеку, но в XVIстолетии церковь перестроили. Шатровую церковь Брусенского монастыря возвели при Иване Грозном в 1552 году. В селе Городня в десяти километрах от Прусской церкви стоит еще один шатровый храм той же эпохи, но территориально он относится уже к Ступинскому району.

На стенде перед Ильинским храмом помещен портрет владельца села Пруссы в XVI веке Ивана Васильевича Шереметева. Представитель знаменитого боярского рода служил воеводой при царе Иване Грозном и погиб в бою в Ливонии. Однако боярин изображен без бороды, в парике, западноевропейской одежде и, более того, с орденом апостола Андрея Первозванного. Этот первый российский орден царь Петр I ввел в 1698 или 1699 году. Очевидно, что воевода XVIвека Иван Васильевич Шереметев не мог носить Андреевского ордена и выглядеть как европеец. По ошибке на стенд попал его знаменитый родственник граф Борис Петрович Шереметев. Этот представитель рода Шереметевых был близким сподвижником Петра I и героем Северной войны. Он приходился владельцу Пруссов Ивану Васильевичу двоюродным праправнуком и жил на полтора столетия позже. Борис Петрович тоже командовал царскими войсками в Ливонии. В 1704 году он взял крепость Дерпт – нынешний эстонский город Тарту.

Шереметевы, владевшие Пруссами и окрестными селами, принадлежали к седьмому колену боярского рода по подсчету генеалога Александра Барсукова. В начале XXвека он насчитал девятнадцать колен Шереметевых. Их родоначальником был Андрей Кобыла – общий предок с Романовыми. Праправнук Кобылы Андрей Константинович получил прозвище Шереметь, от которого все последующие потомки взяли фамилию Шереметевы. В седьмом колене было два брата, которые не только носили одно имя Иван, но и умерли в один год. Иван Васильевич Большой умер 27 мая в 1577 году в Кирилло-Белозерском монастыре, приняв монашеский постриг с именем Иона. Иван Васильевич Меньшой, о котором говорилось выше, погиб 10 февраля 1577 года в Ливонском походе при неудавшейся попытке взять прибалтийскую крепость Ревель в Колывани – нынешнем эстонском Таллинне.

Подмосковное село в разное время называлось Пруссы, Прус или Прусье. Писатель Николай Иванчин-Писарев в «Прогулке по древнему Коломенскому уезду» писал по этому поводу следующее: «По своему названию не принадлежало ли какому-нибудь выходцу из Пруссии, прибывшему в Россию с целой дружиной или многочисленной прислугой, которая здесь и поселилась: известно, что из Пруссии выехали Захарьины-Юрьевы, Шереметевы, Колычевы, Салтыковы, Шеины, Кутузовы и другие знатные роды». В Подмосковье есть еще Прусы в Мытищинском районе и Прусово в Талдомском районе. В книге «Карта рассказывает» Б.Б. Вагнера приводится два толкования этих «прусских» названий. Возможно, они связаны с прибалтийским племенем голядь, которое населяло в том числе и московские земли до XIвека. По другой версии название происходит от клички Прус, которую давали прожорливому человеку. Сама кличка шла от разновидности саранчи – прусов.

Прусский храм посвящен пророку Илие – одному из самых почитаемых святых на Руси. Илия Фесвитянин жил за девятьсот лет до Рождества Христова при израильском царе Ахаве. Жизнь и чудеса пророка Илии описаны в Третьей книге Царств в Ветхом Завете. Под влиянием жены Иезавели Ахав ввел в царстве языческий культ Ваала и Астарты. Пророк Илия обличал царя и предрек засуху и голод в Израильской стране до тех пор, пока царь не уничтожит идолов и не вернется к почитанию единого Бога. Илия сказал: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Три года в Израильском царстве не было дождя и урожая. От голода Илия скрывался у потока Хораф в пустыне. Там каждое утро и вечер вороны по Божьему повелению приносил пророку хлеб и мясо. Почитание Илии на Руси было связано с описанной в Библии чудесной способностью пророка повелевать дождем. В засуху крестьяне молились пророку в надежде, что тот пошлет дождь и не допустит гибели урожая.

На иконах Илия часто изображается сидящим в пустыне у потока Хораф вместе с вороном. Подобная икона напечатана на стенде у храма в Пруссах и помещена в иконостасе справа от иконы Спасителя у царских врат. С северной стороны церкви на внешней стене есть еще небольшая мозаика с образом пророка Илии. Праздник святому в православной церкви отмечается летом двадцатого июля – второго августа по новому стилю.