Параклит в деревне Смена

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Скит с необычным названием Параклит был основан в 1861 году как пустынь для молитвенного уединения иноков Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Параклит находится недалеко от реки Торгоши и Торбеевского озера, в окрестностях которых в XIX веке проходила граница Московской и Владимирской губерний. Всего в четырех километрах от Параклита стоит Черниговский скит – богатая монашеская обитель с великолепным собором Черниговской иконы Божией Матери и величественной колокольней. Пустынь Параклит – это, наоборот, скромное и бедное на внешние украшения место. Небольшой храм в честь Святого Духа и колокольня будто затерялись среди частных домов деревни Смена Сергиево-Посадского района.

Иеродиакон Харлампий в очерке «Общежительная пустынь св.Параклита близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры» связал чудесное видение преподобного Сергия Радонежского с появлением новых обителей, выросших вокруг Троицкого монастыря. Видение в житии святого описано так: «С неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: «Сергий! Ты молишься о своих духовных детях – Господь принял твою молитву. Смотри внимательно и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы». И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него».

В XVIII-XIXвеках вокруг Троицкого монастыря на расстоянии восьми верст рядом друг с другом появились пять монашеских скитов-обителей, для которых Лавра считалась, как писал иеродиакон Харлампий, «Матерью и Иерусалимом». В 1783 году московский митрополит Платон Левшин основал вблизи Лавры Спасо-Вифанский монастырь. В 1844 году его преемник митрополит Филарет Дроздов и лаврский наместник Антоний Медведев построили Гефсиманский скит, а затем недалеко от него еще две пустыни: пещерное отделение, ставшее Черниговским скитом, и Боголюбскую киновию. В 1861 году Филарет и Антоний основали последний из лаврских скитов – пустынь святого Параклита.

Основание скита Параклит было связано с рождением в 1857 году в семье императора Александра IIпятого сына – великого князя Сергея Александровича, названного в честь радонежского преподобного. В благодарность Богу за рождение ребенка царь подарил Троице-Сергиевой лавре участок леса, находившийся рядом с монастырским владением. В этот же год от пещер Гефсиманского скита к Боголюбской киновии прокладывалась дорога. Путь должен был пройти через места, где среди деревьев стояли небольшие кельи пустынников. Наместник лавры Антоний Медведев предложил этим пустынникам переселиться от линии строящейся дороги в более тихое место, каким был подаренный императором лес. В 1858 году наместник вместе со схимниками Иларионом, Феодотом и иеромонахом Агапитом отправились в этот лес, чтобы найти подходящее место для постройки уединенных келий. Так появилась пустынь, ставшая впоследствии скитом св. Параклита.

Изначально наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний предполагал построить в лесу только несколько деревянных келий для пустынников и сруб-часовню. На богослужения отшельники должны были ходить почти за четыре версты в церковь Гефсиманского скита. Однако вскоре к наместнику Антонию обратился московский почетный гражданин Иван Кириллович Королев с просьбой построить для отшельников свою церковь. Благотворитель узнал, что схимникам приходилось «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом… по колену в грязи или снегу» брести в Гефсиманский скит на литургию.

Архимандрит Антоний не сразу принял предложение Королева. Он боялся, что своя церковь будет привлекать паломников, нарушая уединение монахов. Наместник собрал совет скитских старцев, а затем в часовне иноки прочли акафист Богородице и молитвы Господу Иисусу Христу, преподобному Сергию и Святому Духу Параклиту. После молитвы иноки решили согласиться на строительство каменного храма, а свой скит назвать во имя Святого Духа-Параклита, что в переводе с греческого означает Утешитель. В 1862 году новая церковь была освящена московским митрополитом Филаретом Дроздовым.

Каменная двухэтажная церковь Святого Духа простой архитектуры сохранилась, однако в1920-е годы была переделана под клуб и овощехранилище, утратив свои реликвии. В нижнем этаже храма, освященного в честь Иоанна Крестителя, до революции хранилась икона этого святого предположительно XIвека. Пророк был изображен на иконе со свитком в руках и словами на греческом языке: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». Эту икону привез из Дионисиатского монастыря горы Афон знаменитый путешественник, миссионер и писатель XIXвека игумен Парфений, возглавлявший Спасо-Преображенскую Гуслицкую обитель. В нижнем храме хранился высокий шестиконечный дубовый крест из Стефановой часовни, которая стояла на Троицкой дороге на месте заочной чудесной встречи просветителя коми-зырян Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского.

В скиту помимо канонизированных святых архимандрита Антония Медведева и святителя Филарета Дроздова почитают трех старцев-основателей: Илариона, Феодота и Александра. Иларион прежде был жителем Молдавии и строгим приверженцем старообрядчества. До перехода в синодальную церковь он жил в известном раскольничьем скиту Мануиловке и слыл там за великого постника. Обращение Илариона произошло после приезда в Молдавию упоминавшегося миссионера инока Парфения, который дал прочитать ему сочинение святителя Дмитрия Ростовского «Пращица», направленное против раскола.

Другой старец – Феодот Захарович Кольцов – был пострижеником Оптиной пустыни. Он стал первым начальником скита Параклит. В последние годы жизни Феодот вернулся в Оптину пустынь. Старец был знаком с Николаем Васильевичем Гоголем. Известно письмо Гоголя в Оптину пустынь, которое адресовано Феодоту Кольцову – в схиме Филарету.