Зарайская хоругвь – памятник и святыня

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Благовещенская церковь Зарайска в советское время оставалась единственным действующим храмом города, благодаря чему здесь сохранились многие чтимые иконы, а также образы, перенесенные из закрытых храмов округи. Особое место среди реликвий занимает старинная хоругвь со следующей надписью: «В память 300 воинов арзамасцев, убиенных в битве с поляками под гор. Зарайском 30 марта 1608 года и погребенных при Благовещенской церкви». Эта памятная святыня, связанная с историческими событиями Смутного времени, была подарена подмосковному приходу жителями города Арзамаса Нижегородской губернии в далеком 1908 году.

Хоругви можно увидеть в каждом православном храме. Они представляют собой, как правило, своеобразные матерчатые знамена, на которых изображены лики Спасителя, Богородицы или особенно почитаемых в конкретном храме святых. Хоругви используются во время крестных ходов в торжественные церковные праздники. В эти дни служители храма или прихожане-хоругвеносцы берут укрепленные у иконостаса священные знамена за их шесты и возглавляют процессию молящихся.

В качестве материала для храмовых хоругвей часто используется парча или бархат, однако наиболее торжественные из них делают из металла, украшая вставками из серебра, золота и эмали. Именно такой является памятная хоругвь в Благовещенской церкви Зарайска, находящаяся в правом приделе рядом со старинной храмовой иконой Благовещения. На хоругви изображается Дева Мария, сидящая в горнице, и архангел Гавриил в белом одеянии и с расцветшей райской ветвью в руке. Ангел в этот момент сообщил Марии «благую весть» о том, что она станет матерью Сына Божьего. Отсюда и происходит название церковного праздника «Благовещение».

Свою икону Благовещения можно найти практически в любом православном храме на «царских вратах», то есть дверях в иконостасе, через которые священнослужители выходят из алтаря во время службы. В православной традиции принято изображать на этих «вратах» иконы апостолов, написавших четыре Евангелия: Матфея, Луку, Марка и Иоанна, а также сцену явления Деве Марии архангела Гавриила. Такое соседство не случайно, ведь греческое слово «евангелие» переводится на русский язык как «благая весть» или «благовествование», что очень созвучно «благовещению».

Церковный праздник, посвященный Благовещению, отмечается 25 марта по старому стилю, а 30 марта 1608 года произошло трагическое событие в истории Смутного времени и города Зарайска. Незадолго до этой даты литовский пан и полковник Александр Лисовский собрал под знамена Лжедмитрия Второго, по словам Козьмы Ивановича Аверина, «до тридцати тысяч разной сволочи» и занял город Зарайск, захватив его крепость.

После этого, как сообщается в летописях, русские воеводы Иван Андреевич Хованский и Захар Ляпунов собрались со своими ратниками в Переславле-Рязанском и двинулись вместе к Осетру, чтобы выбить из Зарайска поляков, казаков и «русских всяких воров», то есть изменников. Тридцатого марта состоялась битва, закончившаяся поражением русского воинства. Летописец повествовал: «Московские люди пришли под город Зарайск на поле и Лисовский со всеми людьми из города вышел на бой… и рязанцев и арзамасцев побил и многих живых поймал».

В русских войсках бились ратники из Рязани и нижегородского Арзамаса. Потери последних были наиболее тяжелыми. «Одних арзамасцев убиша на том бою триста человек; трупы же их Лисовский повеле похоронити в одном месте в яму, и сделал ту над ними для своей славы курган великий, и той курган стоит доныне» – говорится в летописи. Однако «слава» Александра Лисовского длилась недолго. Одолев защитников Зарайска, литовский полковник совершил еще один успешный удар по Коломне и двинулся к Москве. Недалеко от столицы Лисовский был разбит царскими ратниками, а плененные им коломчане и зарайцы были освобождены.

Земляная насыпь Лисовского над могилой трехсот арзамасцев сохранилась до наших дней с южной стороны Благовещенской церкви. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1614 году вскоре после завершения смуты и избрания на престол царя из новой династии Романовых. Спустя полтора столетия на месте деревянного храма была возведена каменная церковь в стиле провинциального барокко, сохранившаяся до наших дней.

Козьма Иванович Аверин писал в 1836 году: «некоторые из зарайских граждан помнят, что вокруг сего кургана был ров, и в нем была вода, в давние времена, как они слыхали от стариков, арзамасцы приезжали в Зарайск и служили панихиды над телами своих сограждан, побитых в 1608 году… где лежит и убитый в то же время какой-то воевода». Описанная традиция, по-видимому, к началу XIX века исчезла. К тому времени с насыпи убрали старинный дубовый крест с изображением святого Симеона Столпника, однако память об этом событии сохранилась как в Зарайске, так и в Нижегородской губернии. В 1908 году к трехсотлетию исторической битвы жители города Арзамаса сделали зарайской церкви богатый подарок – памятную хоругвь, украшенную иконой Благовещения и образом Спасителя.

В последние годы у благовещенского кургана стали появляться новые памятные плиты. В 1998 году в честь 390-летия битвы под Зарайском из Рязани была привезена памятная плита со словами: «русским ратникам рязанцам, за Родину головы сложившим». В 2008 году еще одна памятная плита, подаренная на этот раз жителями Арзамаса, появилась у кургана с такими словами: «сердца ваши горели любовью к Отечеству, и положили вы жизни свои во славу земли русской». В тот же год администрация и дума Арзамаса подарила подмосковному приходу еще одну, на этот раз матерчатую, памятную хоругвь в память о четырехсотлетии трагической схватки.