«Дом воеводы» в Коломне

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

В Коломне сохранилось немало древних памятников каменного зодчества. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище датируется специалистами концом XIVвека и считается одной из самых старых каменных построек в Подмосковье. К временам Ивана Грозного относится шатровая Успенская церковь Брусенского монастыря. Ряд церквей были возведены в XVII-XVIIIвеках. Особое место среди старинных каменных построек Коломны занимает «Дом воеводы», построенный на рубеже XVII-XVIII веков. Двухэтажные палаты, расположенные в Посадском переулке вблизи реки Москвы, считаются самым старым гражданским зданием города.

«Дом воеводы» представляет собой двухэтажный кирпичный особняк, фасады верхнего этажа которого украшены в стиле московского барокко. Нижний этаж-подклет лишен каких-либо украшений и, возможно, не имел первоначально самих окон. По-видимому, верхний этаж был жилым, а подклет с подсобными помещениями имел хозяйственное назначение или являлся местом содержания арестантов. Как видно из плана в книге «Памятники архитектуры Московской области», внутреннее помещение «Дома воеводы» делилось на две комнаты, соединенные сенями. О.Булич считала «коломенский воеводский дом редчайшим памятником своего времени», поскольку декоративные детали – оконные наличники, угловые колонны, каменные карнизы сохранились здесь даже лучше, чем у подобных исторических построек в Москве.

Почти все авторы, упоминавшие эти старинные палаты в Коломне, скептически относятся к их принадлежности воеводам. В книге «Памятники архитектуры Московской области» сказано, что первоначальные владельцы палат неизвестны и название дома условно. М.В. Фехнер писала на этот счет следующее: «Вряд ли здесь когда-либо жил воевода. Московский губернатор Л.Остерман в своем рапорте 1775 года специально отмечает, что воеводского дома в Коломне нет». П.А. Тельтевский в книге «Древние города Подмосковья» вовсе сомневался, что в Коломне был когда-либо не только дом, но и сам воевода.

Возможно, каменные палаты принадлежали богатому купцу. В литературе встречается имя купца гостиной сотни И.И. Ушакова, который вел широкую торговлю солью, сукном, писчей бумагой. На средства купца Ушакова в 1725 году была возведена каменная церковь Рождества Христова, расположенная сравнительно недалеко от «Дома воеводы». Сейчас эта церковь находится на территории Коломенского артиллерийского училища.

Воевода в разные исторические эпохи выполнял разные функции. В древнерусский период воевода был начальником войска, а в мирное время занимал различные гражданские должности. Известно, что в XIVвеке двор коломенского воеводы Микулы Васильевича Вельяминова – героя Куликовской битвы – находился не в самом городе или его посаде, а в десяти километрах от Коломны возле устья реки Северки в селе Никульском. Там возле воеводского двора Микула Вельяминов возвел деревянный Никольский храм, где был погребен после гибели в сражении с ордой Мамая.

В Смутное время воевод стали назначать почти в каждый город, чтобы гражданская и военная власть, сосредоточенная в одном лице, удерживала провинцию в подчинении Москве. В 1609-1611 годах знаменитым воеводой в соседнем с Коломной Зарайске служил будущий национальный герой князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Еще в 1608 году «Тушинский вор» планировал полностью отрезать Москву от важнейших дорог. К Коломне и Кашире с этой целью был выслан Хмелевский с отрядом поляков. К тому времени все владимирские и суздальские города уже присягнули самозванцу, и если бы Коломна также сдалась полякам, столица была бы взята в кольцо. Однако коломенцы вышли сражаться с отрядом Хмелевского и разбили его, а пришедший на подкрепление князь Пожарский внезапно напал на лагерь поляков в тридцати километрах от Коломны в селе Высоком.

Однако измена проникла в среду коломенцев позже: там тоже целовали крест и клялись в верности самозванцу. В соседней Кашире жители чуть было не расправились со своим воеводой князем Григорием Федоровичем Ромодановским, отказавшимся изменить Москве, и силой принудили его сдать город полякам. Зарайцы по примеру соседей уже хотели присягнуть Тушинскому вору, но князь Пожарский заперся в зарайском кремле с небольшим отрядом, основными хлебными запасами и имуществом горожан и отказался сдаться литовцам и мятежникам. Вскоре горожане стали терпеть недостаток в пище, что подвигло их вернуться на сторону своего воеводы. Принципиальность князя Д.М. Пожарского стала известна коломенцам и, по словам историка В.Д. Корсаковой, Коломна «опять обратилась к царю Василию Ивановичу».

В мирное время воеводы заведовали набором войска, жалованием, совершали суд, занимались поимкой преступников. Система управления государством через воевод существовала до петровских преобразований, а окончательно воеводы были упразднены в Российской империи с введением в 1775 году губернского управления.