Как поселок Кратово чуть не стал воплощенной утопией

wikipedia.org

Фото: [wikipedia.org]

105 лет назад в Подмосковье появилось «поселение будущего» – самый настоящий город-сад, жителям которого могли бы позавидовать даже наши современники. К сожалению, подобный градостроительный опыт в регионе оказался первым и последним, пишет газета «Подмосковье неделя».

У большинства из нас понятие «город-сад» ассоциируется со стихами Маяковского: «...Я знаю: город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!» В российской реальности этот красивый образ почти удалось воплотить в жизнь. Причем город-сад построили задолго до воспеваемых Маяковским событий и совсем в другом месте – под Москвой, рядом с железнодорожной платформой Кратово.

В ту пору этот остановочный пункт назывался платформа Прозоровская. А «виновником» строительства оказался председатель правления Московско-Рязанской железной дороги Николай фон Мекк.

В XIX веке эти территории неподалеку от Москвы принадлежали генерал-лейтенанту Александру Прозоровскому-Голицыну. В 1898 году его наследник Александр Александрович начал сдавать под дачное строительство участки возле вновь устроенной по его ходатайству железнодорожной станции Прозоровская. Так появился под Москвой еще один дачный поселок.10 лет спустя владелец сменился: из-за накопившихся долгов генеральский сын продал большую часть принадлежавших ему угодий правлению Московско-Рязанской дороги.

Райский уголок

Новый хозяин Николай фон Мекк задумал распорядиться этой недвижимостью оригинальным способом - построить здесь для служащих своей железной дороги город-сад.

Термин этот – вовсе не изобретение фон Мекка. В тогдашней Европе такая градостроительная формулировка уже у многих была на слуху. Сама концепция города-сада принадлежала англичанину Говарду и немцу Фрешу, которые придумали альтернативу перенаселенным и дискомфортным городам. Согласно их идее владелец крупного предприятия должен строить для своих работников в загородной экологически чистой местности отдельный поселок по единому плану и в соответствии со всеми новейшими достижениями социально-бытовой области. У каждой большой семьи должен быть свой коттедж, у семей поменьше – квартиры-секции с отдельными входами в малоэтажных домах. При каждом жилом доме – озелененный участок. Для нужд жителей города-сада в нем имеется амбулатория, школа, детсад, ясли (их услуги бесплатны, они оказываются за счет предприятия). А кроме того, есть народный театр, парк, танцплощадка, фонтаны, цветники... Подобный замысел кажется фантастикой и явной социальной утопией, но в реальности кое-где в Европе города-сады все же появились. Первый из них, на 1500 домов и 6000 жителей, построили в 1902 году на окраине Лондона, в Лечворте, второй – под Дрезденом. Еще одно такое «образцовое селение» появилось в подмосковном Прозоровском.

Наполеоновские планы

В качестве «исходного материала» для обустройства Прозоровского специально по заказу фон Мекка с лондонской международной выставки привезли фотографии, описания, схемы уже существующего города-сада в Лечворте. Многое из «подсмотренного» у англичан решено было воплотить в российском варианте «поселка будущего».

В Прозоровском на территории более 700 га предстояло построить благоустроенный жилой массив, состоявший из нескольких десятков отдельных малоэтажных домов (при каждом из них – участок в 12 соток), культурный центр, а также больничный и школьный городки. Все поселение прорезала система благоустроенных кольцевых и радиальных дорог, по самым крупным из которых должно быть организовано движение электрического трамвая.

К созданию уникального города-сада приложили руку молодые талантливые архитекторы, многие из которых впоследствии стали знаменитыми – Алексей Щусев, Владимир Семенов, Александр Иваницкий... Они подготовили типовые проекты жилых домов нескольких видов – каменные и деревянные, отдельные коттеджи и, говоря современным языком, таунхаусы.

Идеальное государство

Активное строительство началось в 1912 году. Начальником этой «ударной стройки капитализма» фон Мекк назначил Ипполита Чайковского – брата знаменитого композитора и своего родственника (Николай Карлович был женат на племяннице Петра Ильича).

В новом поселке – прямо посреди великолепной сосновой рощи – трассировали улицы (им дали названия Казанская, Голутвинская, Симбирская, Киевская – по названиям тех железных дорог, которые строили представители династии фон Мекк), возводили жилые дома, тянули электрическую и телефонную сети, прокладывали системы водоснабжения и канализации (а ведь в то время даже не все столичные жители могли пользоваться подобными достижениями технического прогресса!). Возле железнодорожной станции построили депо для обслуживания двух трамвайных линий – предполагалось, что электрические вагоны будут курсировать внутри поселка по Большому и Малому кольцевым маршрутам. Речку Хрипань перегородили плотиной, в результате чего образовалось живописное озеро – прекрасное место отдыха будущих жителей. Заложили больничный городок, в состав которого должны были войти клиническое и туберкулезное отделения, профилакторий для лечения слабосильных и страдающих переутомлением работников. Для самых маленьких обитателей поселка сооружался детский сад, для тех, кто постарше – школы с ремесленным обучением мальчиков и девочек. Для детей служащих, которые подолгу работали вдали от дома, на железнодорожной линии, создали специальный интернат.

По планам Николая фон Мекк для приобретения домов и квартир на территории города-сада компания должна была предоставлять служащим долгосрочные ссуды. А бремя расходов на оплату всей инфраструктуры в «поселке будущего» ложилось на Акционерное общество Московско-Рязанской дороги. Председатель правления докладывал на очередном заседании: «Согласно произведенным расчетам на содержание благоустроенного поселка компании ежегодно придется доплачивать более 200 тыс. рублей. Однако правление не остановится перед такой жертвой...»

… и суровая реальность

Увы, полностью воплотить в жизнь проект фантастического города не удалось. Завершить проведение такого социального эксперимента помешали мировая война и грянувшая вслед за ней революция. В 1930 году Прозоровское и одноименную пригородную платформу переименовали в Кратово – в честь Ивана Крата, первого комиссара Московско-Рязанской железной дороги. Попытки достроить город-сад предпринимались и при новой власти, но и тогда проект не был закончен. С 1939 года поселок Кратово отнесли к категории дачных, но следы «мекковских» инноваций в нем сохранились и по сей день.

Поделиться