Предания урочища Торбеево

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Старинное урочище Торбеево расположено в лесопарке Волхонка на левом берегу реки Клязьмы в черте города Ногинска. Городское предание связывает название урочища с именем разбойника Тарбея. По другой легенде здесь росло дерево, на котором князь Волконский повесил Ваньку-ключника. В урочище с XVIIвека действительно располагалась усадьба, которой владели князья Волконские. До сих пор сохранились руины сгоревшего господского дома, построенного, правда, уже после Волконских помещицей М.К. Андросовой.

Предания о разбойниках часто появлялись в селениях, расположенных вблизи больших дорог и окруженных густыми лесами. Урочище Торбеево (или Тарбеево) находилось как раз в таком месте недалеко от Владимирского тракта. В окрестностях Владимирки, Стромынки, а также в соседних Гуслицах и Мещере действительно промышляли разбойники, о которых потом складывались легенды. Жили герои таких легенд в пещерах, оврагах, лесных урочищах. В Рязанской губернии, например, ходило сказание о разбойнике Фадее Дятле, который жил «в глубоком овраге между селеньями Б. и Л.»

Свои разбойничьи сказания были в восточной части Подмосковья. Неподалеку от современного Ногинска промышлял разбойник по имени Берлюк (или Бирюк), который днем выходил на Стромынский тракт с посохом в руке и иконой на груди, собирая подаяние у путешественников, а ночью грабил путников на той же дороге. Свое богатство Берлюк складывал в пещере на берегу реки Вори. За свой свирепый образ жизни или за обычай носить одежду шерстью наружу, делавший его похожим издали на медведя или кабана, разбойник и получил такое звериное прозвище. По одной из версий Берлюк, подобно легендарному козельскому разбойнику Опте, покаялся и закончил жизнь иноком. Его имя даже вошло в название подмосковной обители в селе Авдотьино Ногинского района – Николо-Берлюковской пустыни.

Другой легендарный разбойник Кудеяр, имя которого встречалось в фольклоре разных губерний, создал шайку, грабившую богатых купцов на дороге Владимирке в окрестностях нынешнего города Петушки. Атаман Кудеяр давал сигнал к нападению своим подельникам криком, напоминавшим петушиный. Ходит молва, что под фундаментом Успенской церкви в Петушках Кудеяр закопал награбленные им сокровища. Этого Кудеяра в народе называли также тайным братом Ивана Грозного. Младенец родился у заточенной в монастырь Соломонии Сабуровой уже после того, как великий князь Василий III развелся с ней и женился второй раз. Мальчик воспитывался отвергнутой женой великого князя тайно, а, повзрослев, занялся разбоем, приняв прозвище Кудеяр.

Наконец, уже в XIXстолетии популярным персонажем разбойничьих рассказов стал лихой человек Василий Чуркин, который был родом из подмосковной деревни Барской, что недалеко от Орехово-Зуево. Эта реальная личность приобрела в легендах черты благородного разбойника, который грабил богатых, но делился с бедняками. Про честного и милосердного богача говорили: сам Василий Чуркин многих «пощипал», а этого не тронул. О подмосковном «Робин Гуде» издатель Николай Иванович Пастухов даже написал целый роман «Разбойник Чуркин».

Любопытно, что Тарбеевы – это довольно известная дворянская фамилия потомков перешедшего на службу к московским великим князьям татарского мурзы Тарбея. В Подмосковье есть несколько сел и деревень с таким же названием, которые, вероятно, принадлежали потомкам этого знатного человека. Один из представителей рода Василий Никитич Тарбеев был одно время дьяком в Разбойном приказе, то есть занимался как раз борьбой с «лихими людьми». Разбойная или татейная изба была создана во второй половине XVIстолетия. Она заведовала палачами, тюрьмами, ловила убийц, воров и разбойников.

Другое местное предание говорит о старом дереве, некогда стоявшем вблизи усадьбы Волконских, на котором был повешен Ванька-ключник. Это дерево будто было отмечено железным листом, окружавшим ствол до высоты человеческого роста. Сюжет о Ваньке-ключнике нашел отражение в известной народной песне. Профессор А.И. Соболевский в книге «Великорусские народные песни» собрал около двадцати версий истории о Ваньке-ключнике.

Сюжет песни, по одной из версий, таков: в палаты князя Волконского собрались князья, бояре и богатыри. Одни хвастали своей силой, другие хвалились богатством, а Волконский – молодой женой. В это время к князю подошла ключница (в других версиях сенная девка или горничная) и открыла господину тайну, что его княгиня, которой он хвалился перед гостями, три года живет с молодым ключником Ванькой. Разъяренный князь велел звать ключника, и сказать, что хочет его наградить и пожаловать: «…Хочу тебя пожаловать, министром тебя, думчим сенатором, промежу двумя столбами дубовыми, перекладиной тебя кленовою». Волконский князь повесил ключника-изменника на виселице, а неверная княгиня умерла от горя.

В песне говорится именно о виселице, которую построили слуги князя Волконского из точеных дубовых столбов и кленовой перекладины, но, возможно, был какой-то вариант и с повешением Ваньки-ключника на дереве. Эту песню пели в Томской, Калужской, Архангельской, Новгородской, Олонецой, Тверской и других губерниях. Нигде не говорилось, что история случилась именно в Торбеево, подмосковной усадьбе князя Волконского, напротив, как место действия назывались палаты на улице Дмитровской, Сретенке или Сенной в Москве, а также Саратов, Петербург и даже окрестности Дуная. Тем не менее, предание о Ваньке-ключнике почему-то полюбилось в Ногинске, где и сегодня вспоминают его, гуляя в урочище Торбеево и в парке Волхонка.