Житель Ивантеевки избавился от телефонного спама популярной ювелирной сети, обратившись в УФАС

Безопасность

Долгое время страдавший от навязчивых звонков известной сети ювелирных гипермаркетов мужчина сумел добиться справедливости. Житель Подмосковья решил пожаловаться на назойливых телефонных операторов в антимонопольную службу. Претензию приняли и провели административное расследование, по итогам которого сеть оштрафовали на 150 тыс. руб.

ТЕРПЕНИЕ ЛОПНУЛО

Единожды сделав покупку в магазине ювелирной сети, житель Ивантеевки на всю жизнь пожалел, что связался с брендом. Бесконечные восклицания о «невероятных скидках» и подарках порядком осточертели мужчине, так что он уведомил УФАС о рекламных звонках, поступающих без его согласия даже вопреки требованию все это прекратить. Клиент ужасно устал от предложений купить дешевые серьги или кольцо за бесценок и сообщений о «последнем шансе» урвать драгоценности, поскольку компания «на пороге закрытия».

– Еще в 2020 году рек­ламные практики магазина стали предметом мемов, – говорит специалист маркетинговой компании «Решение» Денис Боцман. – Фирма сообщает о своем уходе с рынка на протяжении семи лет, и все никак не уйдет. Этот избитый рекламный ход все еще работает и продолжает привлекать клиентов.

Впрочем, не только привлекать, но и раздражать. С января 2019 года по август 2020-го, согласно данным УФАС, ведомство зарегистрировало около 30 жалоб и обращений с просьбой проверить сеть ювелирных магазинов на предмет нарушения законодательства о рекламе. Российские законы прямо не запрещают «вечную ликвидацию» магазинов. Тем не менее против таких практик существуют многочисленные предписания о недостоверной рекламе.

ЧЕРНАЯ БАЗА ДАННЫХ

– В последнее время многие компании стали использовать чат-ботов с искусственным интеллектом, – пояснили в Мытищинской рекламной компании «Пресс-информ». – Такие боты умеют имитировать манеру общения живого человека, распознавать стандартные реакции собеседника и даже переспрашивать, если вы ответите неразборчиво. Некоторые даже говорят голосами известных поп-звезд. Впрочем, если вы нажмете на отбой, повторного звонка, скорее всего, не последует.

Операторы кол-центров, в отличие от роботов, чересчур навязчивы и, если абоненту неудобно разговаривать, попытаются связаться с ним в другой день. Если спросите, откуда у них ваш номер, вразумительного ответа не дождетесь. Многие компании покупают телефонные базы нелегально.

– К сожалению, это повсеместная практика, и, если кто-то решит подать в суд на компанию за незаконное использование персональных данных, фирма может ответить, что она нашла эти данные в открытых источниках, – поясняет юрист одинцовс­кой компании «Особое мнение» Юрий Токарев. – Знаю лишь про один прецедент, но там речь шла о продавце, а не о покупателе. Домодедовский городской суд Московской области несколько лет назад признал сотрудника полиции виновным в совершении коррупционных преступлений и приговорил к четырем годам и шести месяцам лишения свободы. Кроме того, осужденный был оштрафован на 600 тыс. руб. Суд установил, что полицейский на протяжении нескольких месяцев неоднократно получал взятки в размере до 15 тыс. руб. за предоставление персональных данных иностранцев из автоматизированной базы данных.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ СПАМЕРОВ:

1. Использовать встроенные возможности операционной системы вашего смартфона, где зачастую уже есть настройка «Антиспам»;

2. Установить специальное приложение для борьбы с телефонным спамом: «Гетконтакт», Who Calls, Trueсaller, «Не звони мне», Call Blocker.

Пресс-служба Главного управления региональной безопасности Московской области:

– Жителям Подмосковья необходимо быть бдительными. В случае подозрительных рассылок не активируйте никакие ссылки и блокируйте номера, с которых вам звонят назойливые спамеры. В случае если вы стали жертвой мошеннических действий, обратитесь с заявлением в полицию.