Тихо на льду: памяти Виктора Тихонова

События
Вячеслав Ун Да-син / ТАСС

Фото: [Вячеслав Ун Да-син / ТАСС]

Тренер-легенда. Создатель великой «красной машины», побеждавшей на хоккейных аренах мира в 70-80-е. Он давно болел, месяц назад отказали ноги, лежал в госпитале, лечился на дому. Всем нам хотелось, чтобы Виктор Васильевич сдюжил, не сдался, ведь он по духу победитель и часто в жизни поднимался после тяжелых ударов судьбы. Он и сейчас боролся до последнего. Все, что необходимо, делали врачи. Но... В ночь с 23 на 24 ноября Тихонова не стало.

Во время Олимпийских игр в Ванкувере-2010 Виктор Васильевич частенько заходил в пресс-центр «Русского дома», неизменно доброжелательно общался с журналистами, комментировал, анализировал. Встретились мы и после кошмарного четвертьфинала Канада – Россия, в котором наша команда была унизительно бита 7:3.

- Виктор Васильевич, что случилось?! Как можно было так бездарно проиграть?!

- Проиграли все. Игроки и тренеры, - вздохнул Тихонов. - Смяли нас… Разве непонятно было, что канадцы всегда в таких матчах делают ставку на первые минуты? Разве непонятно было, что они полетят вперед? Давить, давить – вот, к чему стремится всегда Канада. А мы странным образом оказались к этому не готовы. Какую тактику мы готовили к этой игре два дня, так и осталось непонятным. Овечкин? А что Овечкин? Получил пару раз, и не видно было больше Овечкина. И Набокова надо раньше менять. После первого периода все было ясно. Команды у нас не было.

А затем, по-дружески приобняв, с обидой добавил: «А самое страшное, что Славка (Быков. - Прим. ред.) не слушает никого, отгородился, не подпускает посоветоваться. Я что ему - враг какой? Посторонний человек? Когда я сборную тренировал, мне научная группа отчеты составляла, досье на каждого игрока команды соперников велось. Я всегда мог сверить всю эту статистику, цифры со своими наблюдениями. А Славе все это разве не нужно?! В канадской сборной четыре тренера из разных клубов. Разве это случайно? Нет, конечно…»

В Сочи-2014 Россия опять вылетела в четвертьфинале. На этот раз нас похоронили финны. А с Тихоновым, - как жаль! - пообщаться не довелось. Интересно, что бы он сказал про тренера Билялетдинова?..

Удивительно, но люди, у которых при совместной работе с Тихоновым отношения были сложные и натянутые, впоследствии отзывались о нем исключительно в уважительных тонах. Вот Владимир Петров, к примеру, двукратный олимпийский чемпион из Красногорска. Лет пятнадцать назад в интервью он не считал Тихонова тренером, у которого можно чему-то научиться. Цитирую запись из старого блокнота: «Вот Анатолий Владимирович Тарасов, тот был тренер для меня, Михайлова, Харламова, а Тихонов для нас не тренер. Он ничего не мог нам, игрокам, дать, ничему не мог научить». Петров жалел, что в 1977 году, когда кандидатура Тихонова стала рассматриваться на пост главного тренера ЦСКА, ведущие игроки, по сути, сдали главного тренера Константина Локтева, возглавлявшего команду. А сегодня Петров признает, что Тихонов - это выдающийся человек, оставивший в наших сердцах огромную память как специалист, как человек, который сделал многое для становления советского, российского хоккея, утверждения его на мировой арене.

Или Вячеслав Фетисов, который в конце 80-х воевал с Тихоновым за свой отъезд в Америку. Сегодня он склоняет голову перед памятью о Викторе Васильевиче. Считает, что именно Тихонов сохранил ЦСКА своим обращением за помощью к Владимиру Путину.

- Виктор Васильевич был жестким, трудным, даже порой непонятным для нас человеком, когда мы играли под его руководством, - подчеркивает президент Федерации хоккея Московской области, олимпийский чемпион Валерий Каменский. – Но годы спустя, мы понимаем, что только таким и должен был быть тренер в СССР. Он отвечал за результат и добивался его теми методами, без которых нельзя было тогда побеждать. Тихонов – яркое олицетворение страны, системы, своего времени. Благодарен Тихонову за то, что пригласил меня в ЦСКА из Воскресенска, дал возможность раскрыться на новом уровне, создал тройку Хомутов – Быков – Каменский. При нем всегда были блокнот и ручка. И долго еще мировой хоккей будет развиваться на тех идеях, которые рождены Виктором Васильевичем…»

- Хорошо помню Виктора Тихонова в бытность его игроком московского «Динамо», - говорит первый подмосковный чемпион мира по хоккею Юрий Парамошкин из Электростали. – В сборную СССР он пробиться не смог, это была архисложная задача, поскольку в 50-е годы команды играли с четырьмя защитниками, а то и с тремя. Но был Тихонов очень дисциплинированным, настоящим командным игроком. И целеустремленно готовил себя к тренерской работе, тщательно конспектировал тренировки Аркадия Ивановича Чернышова. Когда я перешел из команды «Электросталь» в московское «Динамо», Виктор Васильевич работал там у Чернышова помощником. Был очень требовательным и дисциплинированным. Когда старший тренер уезжал в сборную СССР, тренировочный процесс целиком вел Тихонов и привносил в него элементы чисто своего видения хоккея, старался развить учение Чернышова. Еще в 60-е он полагал, что надо переходить на игру в четыре звена, чтобы поддерживать высокий темп, варьировать тактикой. Нам, игрокам, эти высказывания казались утопичными. И что? Сегодня так никто не считает. Стало быть, Тихонов из тех, кто опережал время. Мы всегда очень тепло общались. Виктор Васильевич частенько приезжал на матчи в Электросталь. Всегда заинтересованно спрашивал про дела-заботы, обсуждал игру. Он добился выдающихся результатов как тренер и при этом никогда не выпячивался, вел себя скромно и с достоинством.

В армейской иерархии Виктор Тихонов был полковником, а в хоккейной – маршалом.

Таких не забывают никогда.

Поделиться