Звездный патруль: астроном из Подмосковья рассказал главное о снимке черной дыры

Несколько дней назад 29-летнему астроному из США Кэти Боуман удалось сделать снимок черной дыры. Буквально за несколько часов фотография облетела весь земной шар и стала самой обсуждаемой темой. Наш корреспондент поговорил с астрономом из Московской области Леонидом Елениным и выяснил, почему это событие такое эпохальное и может ли на Земле повториться сюжет фильма «Армагеддон».

НЕНАСТОЯЩАЯ ФОТОГРАФИЯ

Пару дней назад астрономы и специалисты в космической сфере возликовали – впервые за всю историю освоения человеком космоса удалось получить фотографию черной дыры. До этого ученые не могли подтвердить, что черные дыры на самом деле существуют. Вы удивитесь, но рассказы о том, что они поглощают в себя космический мусор и являются одними из самых страшных космических тел до открытия были только предположениями.

- Снимок, который облетел весь интернет на самом деле не настоящая фотография, - рассказывает научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша Российской академии наук Леонид Еленин. – Это обработанные специальным образом данные с радиотелескопов по всему миру и визуализированные в такую картинку. То есть никто не снимал дыру на огромный фотоаппарат, подключенный к обычному телескопу.

Черные дыры очень компактны по космическим меркам и находятся далеко от Земли, поэтому у существовавшей в прошлом техники не хватало мощности на снимок такой дальности.

ОКО САУРОНА

Сейчас пользователи интернета придумали множество забавных подписей к фотографии черной дыры. Кто-то называет ее глазом кота, другие говорят, что это увеличенный под микроскопом бублик с дыркой, а некоторые считают космический объект ничем иным, как Оком Саурона из «Властелина колец».

- Сама черная дыра – крошечная, но обладает огромной массой, - продолжает Еленин. – Мы видим ее в таком цвете, потому что ее комическая скорость превышает скорость света. Грубо говоря, свет, который мог бы от нее отражаться, она «съедает». Поэтому получается, что черный центр – это тень, которую объект от себя отбрасывает. А оранжевая окантовка – это вещество, которое быстро вокруг него вращается и нагревается. Но на самом деле, до полного понимания явления черных дыр нам требуется еще множество исследований.

АСТЕРОИД «ЛЮБЕРЦЫ»

Леонид Еленин открыл за свою жизнь больше пятисот астероидов и комет. Наблюдение за небесными телами астрономы давно автоматизировали. На компьютере Еленина, подключенном к телескопу, есть специальные программы, позволяющие отслеживать движения космических тел, даже когда сам Леонид не находится на работе или спит.

- Современный астроном больше программист, чем астроном, - объясняет Леонид. – Уже давным-давно никто не стоит по ночам в колпаке и мантии и не следит вручную за звездами и другими космическими телами. Лично я открыл уже множество комет и астероидов. В свою честь никогда их не называл, среди ученых так делать не принято. Зато одному астероиду я присвоил название «Люберцы», в честь города, в котором родился.

БУДЕТ ЛИ АРМАГЕДДОН?

На сегодняшний день астрономами открыто приблизительно 90% всех огромных астероидов. В задачи ученых входит наблюдение за каждым объектом и отслеживание его движения по орбите. Известно, что в ближайшие сто лет с большой вероятностью в планету не врежется никакое космическое тело, зато близкие контакты Земли с астероидами нам с вами точно только предстоит пережить.

- Вероятность того, что на Земле случится армагеддон, маленькая, но она есть, - говорит Еленин. – Помните метеорит, внезапно упавший в Челябинске? Это пример того, что нечто из космоса все-таки может до нас долететь незамеченным. Так же и с большими астероидами. Несмотря на крутую современную технику, никто не может гарантировать, что столкновения никогда не произойдет. Кстати, через 10 лет около Земли пролетит один огромный астероид. Планету он не заденет, но понаблюдать за ним будет интересно.