«Раньше писали доносы в горком»: что думают евреи об антисемитизме сегодня

Общество
Екатерина Иванова

Фото: [Екатерина Иванова]

Восемьдесят лет назад, 9 ноября 1938 года, в Германии произошла организованная нацистами «Хрустальная ночь», когда были сожжены сотни синагог, а тысячи евреев были убиты или отправлены в концлагеря. С тех пор мир отмечает эту дату как Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма. В Московской области действует шесть еврейских общинных центров, в которых представители этой диаспоры собираются, молятся, изучают национальные традиции. Как живут подмосковные евреи, что для них значит национальная самоидентификация и насколько актуальна сейчас проблема антисемитизма – в материале корреспондента «Подмосковье сегодня».

ПРИШЛОСЬ ФОРМАЛЬНО ПРИНЯТЬ КРЕЩЕНИЕ

Мытищи по праву считаются столицей подмосковного еврейства. Здесь самая крупная и активная национальная община, здесь располагается Региональная еврейская национально-культурная автономия Московской области.

Когда я приехала в местную синагогу, там как раз закончилась утренняя молитва. Верующие разматывали с голов и предплечий ремешки тфилинов – выкрашенных черной краской маленьких коробочек, содержащих написанные на пергаменте отрывки из Торы, священной книги евреев.

Один из старейшин общины – 80-летний Лазарь Аврух. По его словам, только в последние два десятилетия евреи наконец смогли почувствовать себя евреями.

– Мой дед был купцом первой гильдии, но для этого ему пришлось формально принять крещение, – рассказывает Лазарь Эммануилович. – Родители были комсомольцами 1930-х годов. В советское время ни о какой общине не могло быть и речи. В семьях зажигали свечи на Хануку, поздравляли друг друга с праздником Песах. Вот и все.

И в царское, и в советское время антисемитизм насаждался на государственном уровне. Прописывали черту оседлости, устанавливали квоты для абитуриентов еврейской национальности при поступлении в вузы.

– Я работал на комбинате стройпластмасс в Мытищах, и у нас директор был евреем, – вспоминает Аврух. – Так на него доносы в горком писали, что он берет на работу только представителей своей национальности. Так что и на бытовом уровне антисемитизм существовал. Изменения произошли лишь в начале 2000-х.

СИНАГОГА В КВАРТИРЕ

Многие до этого времени не вытерпели, эмигрировали. Так, уехали в Германию жена и дочь Лазаря Эммануиловича. А он остался. Говорит, что любит свою родину и не может прожить без нее. Лишившись семьи, он обрел новую семью в общине.

– Община для меня появилась с приходом раввина Йохана, – признается Аврух. – Это люди, объединенные любовью к богу. Я не продвинутый, не знаю иврит. Но мы на самом деле живем по заповедям, помогаем друг другу, переживаем, когда кто-то уезжает.

В это время к нам подошел сам раввин Йохан. Он снял свое облачение и рассказал, что привело его на путь служения. Родился Йохан в нерелигиозной, ассимилированной семье. Но в 1990-е в еврейской среде вспыхнул интерес к национальной культуре. Мальчик познакомился с раввином, вел с ним долгие беседы, а в 18 лет принял решение глубже узнать традицию.

Обучение проходило в три этапа. Первый – общеобразовательный. На втором шла специализация (раввин или, например, сойфер – переписчик священных текстов). Третьим этапом было углубленное изучение Торы. После завершения обучения молодого раввина направили служить в Мытищи.

– Синагога тогда располагалась в съемной квартире на четвертом этаже жилого дома, – говорит ребе Йохан. – Первым делом я нашел другое помещение.

На вопрос, выросла ли с того времени община, раввин уходит от прямого ответа.

– Синагога требуется в трех случаях, – объясняет он. – Когда возникает вопрос веры, когда случается радостное событие, за которое нужно отблагодарить Бога, и когда происходит смерть близкого человека. Рано или поздно эти вещи затрагивают каждого. Так что община – это все евреи Мытищ.

Что касается антисемитизма, то ребе Йохан вспоминает, что когда-то в юности сам становился объектом нападения скинхедов. Приходилось драться по-мужски.

– Всегда есть люди, которые не любят евреев, равно как и людей других национальностей, – поясняет раввин. – Но, слава богу, на государственном уровне антисемитизм отсутствует, и любые активные выражения этой «нелюбви» пресекаются.

СТЕРЕОТИПЫ УХОДЯТ В ПРОШЛОЕ

В Мытищах совместно с синагогой действует общественная организация «Региональная еврейская национально-культурная автономия Московской области». Семья ее руководителя Екатерины Ивановой была настолько ассимилированной, что в ней даже не отмечались национальные праздники. Но в юности девушка случайно попала в еврейское агентство «Сохнут», потом подруга мамы попросила ее помочь в организации благотворительного мероприятия для «Хэсэда», фонда помощи нуждающимся. Она стала в нем работать и в рамках этой работы занималась созданием на территории Подмосковья муниципальных общинных центров. Сейчас таких в Московской области три – в Мытищах, Пушкино, Королеве. А в Реутове, Химках, Малаховке, Люберцах действуют религиозные еврейские общины.

Что такое антисемитизм, Екатерина представляет прекрасно.

– В школе у нас училась девочка Маша Ферд, – вспоминает она. – На идише «ферд» означает «лошадь». Ее дразнили «еврейской лошадью». Я тогда сказала всем, что тоже еврейка. Доставалось и мне, но я давала отпор.

Как рассказала Екатерина, как-то на мероприятии, посвященном памяти жертв Холокоста, одна из посетительниц заявила, что, мол, правильно нацисты так поступали, ведь евреи в Песах пьют кровь христианских младенцев.

– Наша деятельность еще и в том, чтобы развеять эти мифы, нести просветительскую функцию, – говорит Иванова. – Для этого мы организуем совместные публичные лекции раввина, имама и батюшки. Постепенно стереотипы уходят в прошлое.

В общинном центре работает воскресная школа, где дети и их родители знакомятся с еврейской культурой. Для современной подмосковной молодежи национальная самоидентификация становится все более важной. Потому что без осознания своих корней, своей истории трудно найти свое место в этом мире.