Рассказываем про детские сады Подмосковья с уникальным подходом к воспитанию дошколят

Общество
из личного архива

Фото: [из личного архива]

Робототехника, Lego-конструирование, работа с кинетическим песком, звукозапись – подмосковные малыши учатся с помощью передовых методик и инструментов. Количество детских садов в регионе, которые используют необычные развивающие программы, ежегодно увеличивается. Во многом этому помогает конкурс региональных инновационных площадок Министерства образования Московской области. Корреспондент «Подмосковье сегодня» узнал о нескольких уникальных методиках, которые помогут детям вырасти в новых Эйнштейнов или Ломоносовых.

ИЗ ЯСЕЛЬ В МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ

Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Подмосковье» в Домодедове

Уже три года в этом детсаду работает мультипликационная студия «Загадка». В процессе создания анимационных фильмов участвуют все: и трехлетние малыши, и дети постарше, и педагоги, и родители. В итоге получаются полноценные мультики, которые можно посмотреть в интернете. В детском саду пошли еще дальше и добавили к своей анимации образовательный компонент: совместными усилиями дети и взрослые выпустили серию «Уроки Светофорика» о правилах дорожного движения.

– Маленькие дети трех-четырех лет рисуют декорации, фоны для мультфильмов, – рассказывает заместитель заведующего детским садом Марина Хритоненкова. – Дети из средних групп лепят пластилиновых героев. Старшие снимают. В написании сценариев помогают родители. На этапе знакомства с технологией мы используем стробоскопы, чтобы дети поняли принцип мультипликации. Затем в процессе создания мультфильма делаем много фотографий наших героев. Кстати, дети уже очень хорошо владеют фототехникой. Потом взрослые монтируют, а после этого дети озвучивают мультфильм на профессиональной технике. В процессе происходит раннее приобщение детей к творческой деятельности, развиваются креативное мышление, логика, внимательность, прививаются терпение и усидчивость.

О ПРОФЕССИИ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Детский сад № 43 «Березка» в деревне Ратчино Воскресенского района

«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Малыши из детсада «Березка» уже знают ответ на этот вопрос. О том, какое дело жизни выбрать, им рассказывают ребята постарше – студенты Воскресенского колледжа. При этом для юных слушателей «наставники» подбирают особый подход и проводят не скучную лекцию, а устраивают игры с загадками.

– Мы сотрудничаем с Воскресенским колледжем, который сейчас объединяет четыре структурных подразделения, куда мы теперь можем выезжать, правда, пока при помощи родителей, – говорит заведующий детским садом Дарья Голубовская. – Дети, которые там учатся, рассказывают малышам о своей профессии. Это интересно обеим сторонам. Подростки чувствуют себя важными, а детям интересно, когда им рассказывают не взрослые люди. Встречи проходят не в формате лекции, мы используем электронные ресурсы для малышей, например проект о профессиях «Навигатум». Повара подобрали загадки о продуктах, чтобы детям было интересно. Скоро студенты смогут приезжать и к нам – на очереди программисты и сварщики.

КОНСТРУИРУЙ И СОБИРАЙ

Центр развития ребенка – детский сад № 20 «Дюймовочка» в городском округе Ступино

Программа этого детсада помогает развить азы начального технического моделирования. С помощью развивающих конструкторов Morphun и «Тико» дети получают представления о простых фигурах, изучают алфавит, развивают фантазию и многое другое. Программа рассчитана на детей от трех до семи лет и охватывает уже около 200 воспитанников.

– Мы применяем современные конструкторы, которые необычны для детского сада, – комментирует старший воспитатель Светлана Малыгина. – Традиционные занятия по конструированию предусматривают работу с бумагой и природным материалом. Мы используем эти конструкторы для развития у детей общего интеллекта, пространственного мышления – из плоскости переходим в пространство, даем элементы технического моделирования. Программа включает одно занятие в две недели.

МЕТЕОЭНЕРГЕТИКИ И ГМО-АГРОНОМЫ

Детский сад № 19 «Звездочка» в поселке Молодежный городского округа Подольск

В этом дошкольном учреждении решили, что через 10 с лишним лет, когда воспитанники будут выбирать профессию, мир значительно изменится. А значит, им необходимо помочь уже сейчас. Здесь малышей обучают навыкам, которые им пригодятся для того, чтобы овладеть профессиями будущего. Это, например, метеоэнергетик и ГМО-агроном. Разумеется, детей такому учить еще рано, но креативность и навыки общения можно заложить уже сейчас.

– Наш проект называется «Моделируя настоящее, созидаем будущее», – поясняет заведующий детсадом Елена Вышиваная. – За основу мы взяли разработки бизнес-школы «Сколково», которая создала «Атлас новых профессий». На его базе Американский институт стратегического развития вывел 10 навыков, которые будут необходимы для овладения ими. Мы пришли к выводу, что восемь из этих навыков реально развивать уже в дошкольном возрасте. Под эти навыки создали модели развивающей среды. Например, наша цель – составление описательного рассказа. Воспитатель ведет группу в сенсорную комнату, там они слышат шум леса, запах хвои и видят медведицу с медвежатами в 3D-проекции. И у детей получаются яркие рассказы. Навык «генерирование идей» также отрабатывается в сенсорной комнате. Например, к 8 Марта мы делали открытку маме и посмотрели, как распускается цветок. Сразу появилось множество идей. Эти навыки необходимы не только в профессии, но и в быту.

LEGO ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ

Детский сад комбинированного вида «Детство» в городском округе Котельники

Этот детсад стал первым в округе дошкольным Lego-центром. Теперь дети постигают азы конструирования с помощью этой увлекательной датской игры. Но авторы развивающей программы пошли дальше и добавили в нее семейный компонент, благодаря чему учреждение получило статус региональной инновационной площадки. Малыши не только приобретают в садике начальные технические навыки, но и учатся работать в команде, а также укрепляют отношения с родителями.

– В нашем детском саду значительная часть детей из 400 воспитанников имеет старших братьев и сестер, – говорит заместитель заведующего детским садом Элла Цодикова. – Мы изучили социальный паспорт учреждения и сочли, что было бы удачно, если дети смогут встречаться в течение дня. Теперь старшие братья и сестры приходят к младшим и занимаются вместе с педагогом Lego-конструированием в отдельной группе. Такие уроки проходят регулярно.

Еще шесть необычных детсадов Подмосковья

1. Центр развития ребенка – детский сад № 27 «Росинка» городского округа Ступино. Здесь дети изучают природу с помощью мини-метеостанции.

2. Детский сад № 70 в Одинцовском районе. В этом учреждении открылась лаборатория «Экспериментариум», где дети проводят опыты, получая естественно-научные знания. К занятиям привлекают и родителей.

3. Детский сад комбинированного вида № 18 «Светофорик» в Люберцах. Здесь развивают интеллектуальные способности малышей с помощью шахмат и шашек. Чтобы заинтересовать дошколят, воспитатели используют сюжетно-ролевые игры.

4. Детский сад № 33 в г.о. Шатура. Детей учат проектировать и изобретать в «Студии инновационных открытий». Науку малыши изучают в доступной форме – с помощью игры.

5. Детский сад № 11 «Колокольчик» в Реутове. Здесь малышей приобщают к научному творчеству: в лаборатории робототехники «Роботландия» дети познают азы конструирования.

6. Детский сад № 21 г.о. Шатура. Местные воспитанники увлекаются туризмом и краеведением – воспитатели знакомят малышей с историей малой родины.

– Подход к обучению и развитию детей в дошкольных учреждениях в последние пять – семь лет значительно изменился, – говорит психолог Людмила Степашина. – Появились новые методики и инструменты, например, все чаще педагоги используют конструкторы из необычных материалов. Это помогает ребенку не только получать знания, но и развивать коммуникацию и творческое мышление. Без посещения детского сада родителям не всегда удается решить необходимые задачи развития. Когда ребенок ходит в детсад, этот процесс проходит намного проще – в кругу друзей, да еще и в игровой форме адаптироваться в обществе и овладеть знаниями намного легче.

Справка

Конкурс на присвоение статуса региональной инновационной площадки проводится среди детских садов, школ и учреждений дополнительного образования Московской области уже шесть лет. Победители этого соревнования – 50 детских садов с уникальными развивающими программами – получают по 500 тыс. руб. на их реализацию. В этом году представлено рекордное количество заявок – 184 проекта из 63 муниципалитетов региона.

– Сегодня в детском саду реализуется общеобразовательная программа – это первая ступень перед обучением в школе, – говорит министр образования Московской области Марина Захарова. – Так осуществляется преемственность уровней образования. Система дошкольного образования нацелена на то, чтобы ребенок, придя в школу, хотел учиться. Регион поддерживает развивающие программы в детских садах. Губернатор выделяет дополнительное финансирование на региональные инновационные площадки.