Школа на диване: как в области развивается онлайн-образование для детей с ОВЗ

Общество

Для одних онлайн-школа – это путь к свободе и снижению стресса. Для других – практически единственный способ получить среднее образование. Ко второй группе относятся дети с задержкой речевого и психического развития и интеллекта. Благодаря цифровым технологиям эти недуги перестают быть барьерами на пути к знаниям. О том, как учеба на расстоянии сближает с окружающим миром, корреспондент «Подмосковье сегодня» поговорил с Ольгой Становихиной из Жуковского – мамой особенной ученицы.

МАМА МОЛОДЕЦ

Василиса Становихина учится в четвертом классе. Не выходя из комнаты девочка делает задание по «Окружающему миру». Тема урока – климатические зоны. На видеосвязи еще семь учеников и учитель. Это любимый предмет Василисы, у нее по нему твердая четверка.

Мама девочки Ольга вспоминает, как 11 лет назад, оклемавшись от наркоза в роддоме, случайно услышала фразу акушерки: «Жаль, хорошая могла быть девочка».

– Василиса родилась с ДЦП (детский церебральный паралич. – Прим. ред.), – говорит Ольга. – Прогнозы были неутешительные, но дочка выжила. Тогда у врачей появилось новое заключение: «Будет овощем».

Работая в тандеме, мама и дочка опровергли это мнение. Десятки реабилитационных центров и больниц, массажи, а главное – никаких поблажек и общение как со здоровым ребенком. В восемь лет территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала девочке домашнее обучение с частичным включением.

– Прикрепились к одной из школ города, к нам стал приходить педагог, – говорит Ольга. – Обещали, что будут приглашать на праздники и некоторые уроки в саму школу. Но этого не было. Огромная часть обучения ложилась на мои плечи, учитель так и говорил: «Мама молодец, со всем справится». Но я не педагог. Мы отучились год и начали искать другие варианты.

ОНЛАЙН-ДИНАМИКА

Второй класс Василиса начала уже на сервисе «Мобильного электронного образования» – в онлайн-школе «Безопасная интернет-территория» («БИТ»). Эта интерактивная платформа дистанционного обучения – одна из самых популярных в Подмосковье, она активно сотрудничает с региональным Министерством образования. Сейчас к ней подключено более 50 школ области.

– Нам назначили тьютора (наставника. – Прим. ред.) и занятия с логопедом и дефектологом, – вспоминает Ольга. – Все проходило в формате видеоконференций. Сначала работали индивидуально, потом учителя заметили динамику и включили нас в класс к обычным детям.

Прогресс дочери мама связывает с более подходящим форматом обучения.

– Вася не может держать ручку в руках, но зато может печатать, – добавляет Становихина. – У дочки нарушение речи, она медленно разговаривает, в обычной школе все ученики не стали бы ее ждать. Сейчас класс немногочисленный, и всегда можно после занятия остаться на связи и ответить учителю. Многие занятия интерактивные, с яркими картинками, в форме тестов. Ей легче воспринимать.

Динамику Василисы подтверждает и онлайн-учитель Анастасия Чиркова. По ее словам, в любом ребенке можно «найти золотую жилу и развить ее».

– Помимо медленной речи и проблем с моторикой изначально Васе сложно было понимать смысл текстов, – говорит Чиркова. – Работали индивидуально, брали маленькие абзацы, учили. Оказалось, что у ребенка отличная память. Девочка легко выучила таблицу умножения, делала успехи и в точных, и в гуманитарных предметах. Интеллект у Васи сохранен по возрасту, ее перевели в онлайн-класс на равных условиях.

ЭТО РАБОТА

Мама особенного ребенка – это большая работа. По словам Ольги, с онлайн-образованием она становится немного легче.

– Всегда можем сами включить компьютер и начать заниматься, связаться с учителем, – говорит она. – Все материалы под рукой и в доступной форме. В нашем случае, когда раз в полгода приходится по месяцу лежать на обследовании, это спасение. Всегда можно наверстать материал.

Несмотря на насыщенную школьную программу, процесс социализации и реабилитации не страдает.

– У Васи сейчас стандартная программа четвертого класса, – говорит Ольга. – Но учимся мы по два часа в день, и этого хватает. В свободное время дочка любит что-то мастерить, занимается рукоделием. Раз в неделю посещаем курсы иппотерапии, раз в год ездим на юг плавать с дельфинами и можем учиться прямо оттуда. Вася с одноклассниками всегда после урока общается в чате. Иногда дочке не хватает живого общения со сверстниками, сейчас думаем, как это восполнить.

БУДУЩИЙ ВРАЧ

По словам Ольги, школу Василиса будет заканчивать в онлайн-режиме, а дальше будет видно.

– Дочка хочет стать врачом, – говорит мама. – Для меня главное, чтобы она была самостоятельной, когда меня не станет. Чтобы не сидела где-нибудь в социальном центре и не клеила коробочки.

Готовясь к разговору с Ольгой, я наткнулся на форум, где несколько родителей детей с таким же недугом, как у Василисы, рассказывали, что решили практически отказаться от образования своих чад из-за «нецелесообразности»: на это уходит много сил и времени, а результата может и не быть.

– На это у меня есть одна история, – говорит Ольга. – Мы лежали в центре с более тяжелыми детьми. В палате была девочка, которая не могла говорить и двигаться. Мама занималась с ней математикой, дочка отвечала ей, моргая глазами. Здесь все зависит от человека и характера. Всегда можно найти возможность и варианты.

– В регионе развивается дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, – говорит первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – В 2018 учебном году 589 детей-инвалидов обучались на дому с применением дистанционных образовательных технологий.